Поскольку ситуация в стране военная (пусть даже и война не объявленная), стоит разобраться, а что у нас с вами со стратегическими запасами. И в первую очередь — с нефтью. На разных уровнях уже звучат заявления — нужно провести инвентаризацию нефти. В том числе и технологической, которая находится в нефтепроводах.
Одно из ключевых предприятий тут Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. На котором на прошлой неделе тоже было неспокойно. Об этой ситуации рассказывает Ярослав Кречко.Работники НПЗ вместе с местными активистами требовали повышения зарплаты на предприятии. Спустя две недели инициатор акции Василий Гудзь уже без работы. До 30-летнего юбилея на заводе не дотянул несколько месяцев.
Василий Гудзь, бывший работник Кременчугского НПЗ: «Вычислили, на какой я смене работаю, и при выходе с завода забрали пропуск».
Ярослав Кречко, корреспондент: «Кременчугский нефтеперерабатывающий завод — единственный работающий НПЗ в Украине. Но и здесь далеко не всё гладко».
Проблемы начались в 2007-м. Тогда, созданное на заре независимости совместное предприятие Украины и Республики Татарстан, перешло в другие руки.
Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95»: «Завод был, по сути, захвачен, сменил управляющих в результате рейдерского захвата группой «Приват».
Седьмой год НПЗ работает без российского сырья. Сейчас перерабатывает только украинскую нефть, её хватает для загрузки завода лишь на четверть. В итоге, средняя зарплата у рабочих — в районе трёх тысяч гривен.
Работник Кременчугского НПЗ: «И администрация, складывается такое впечатление, не ищет способов выхода из этой ситуации, их устраивает, им хватает, а о рабочих мало, кто думает».
Взбунтовавшиеся работники завода просят не называть их имена. Боятся увольнения. А вот руководство НПЗ напряжённую ситуацию в коллективе отрицает.
Василий Хоменко, советник по вопросам социальной политики ПАТ «Укртатнафта»: «С 1 марта поднята заработная плата, и с первого апреля. Заработная плата поднялась на 20 процентов».
Работник Кременчугского НПЗ: «Работяги обычные получают копейки при повышении зарплаты, а руководство имея гораздо более крупные оклады, в некоторых случаях в разы, может быть в десятки раз, они получают соответственно намного большую прибыль».
В условиях дефицита сырья руководство «Укртранснафти» задумало выкачать из украинских нефтепроводов дешёвую технологическую нефть. После переработки на том же Кременчугском НПЗ с неё можно получить десятикратную прибыль.
Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95»: «Я не исключаю, что этот проект, который инициирует опять-таки менеджмент подконтрольный группе Приват. Менеджмент «Укртранснафты», он добивается этого проекта по переработке технологической нефти, чтобы отчасти и завуалировать уже отобранную ранее и переработанную нефть».
Нефтепровод без нефти становится практически непригодным. А закачать туда сырьё заново стоит огромных денег — это гораздо дороже, чем отобрать его из трубы.
Ярослав Кречко, Александр Данилов