Парк зерновозов Государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзализныця» (УЗ) в минувшем месяце дорос до 12,6 тыс., что на 1,53 тыс. больше, чем в августе 2013 года. В последнем летнем месяце увеличилась также ежесуточная погрузка вагонов на 185 ед. — до 1,19 тыс. В госкомпании отмечают: пополнить парк удалось за счёт ремонта одних и возвращения других вагонов из? за границы, в основном из России.
Этого объёма достаточно для ежемесячной перевозки свыше 3 млн тонн зерна.Нет дефицита
Последние несколько лет из? за дефицита вагонов зернотрейдеры ежегодно заявляли о потерях прибыли по причине невозможности экспорта своей продукции в достаточном количестве. Кроме того, они обвиняли «Укрзализныцю», что она передаёт вагоны для перевозки зерна отдельным «дружественным» компаниям.
Начальник главного коммерческого управления «Укрзализныци» Юрий Меркулов сообщил «Капиталу», что согласно текущим заявкам от зернотрейдеров, парка зерновозов достаточно, чтобы закрыть все потребности, при условии если аграрии будут соблюдать ритмичность и заранее планировать объём перевозок. Генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский также подтвердил изданию, что в этом году трейдерам достаточно будет вагонов УЗ. Но он опасается, что эти вагоны могут подаваться неритмично самой «Укрзализницей». По словам Вадатурского, нехватки зерновозов не было бы и в предыдущие годы, если бы перевозчик их равномерно предоставлял заказчикам.
Обновление
Генеральный директор экспедиторской компании «УкрТОК» Галина Полищук считает, что в этом году УЗ не будет испытывать дефицита не только по зерновозам, но и по другим типам грузовых вагонов. Она поясняет: с учётом падения перевозок и экономической ситуации в стране новые вагоны не понадобятся.
По мнению старшего аналитика инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, «Укрзализныця» будет экономить на закупке новых вагонов, по крайней мере в нынешнем году, так как сейчас из-за остановки транспортировки груза в Донбассе дефицита на грузовые вагоны нет, а сами грузоперевозки будут снижаться ещё существеннее.
Тем не менее даже в условиях сокращения объёма перевозок и профицитности действующего вагонного парка, «Укрзализныце» необходимо закупать новые грузовые вагоны. Сегодня из 116 тыс. вагонов УЗ порядка 90% отработали свой ресурс. Поэтому министр инфраструктуры Максим Бурбак называл в конце мая обновление подвижного состава госмонополиста приоритетным направлением в отрасли. Он говорил и о планах для УЗ на 2014 г.: закупить 2,8 тыс. полувагонов и 2,4 тыс. зерновозов, а в 2015 г. — соответственно 3,65 тыс. и 3 тыс. Сами заказы должны были получить отечественные заводы. Также предполагалось проводить модернизацию путей сообщения, тепловозов и электровозов, приобретать путевую технику. Общий объём финансирования называли в размере 12,5 млрд грн., а привлекать средства собирались под госгарантии.
Ничего не светит
Такие декларации закупок вагонов были с энтузиазмом восприняты украинским вагоностроителями, загрузка которых сегодня катастрофически низкая. Так, за январь-июнь 2014 г. производство грузовых вагонов сократилось почти в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составило всего 3,5 тыс. Хотя ещё два года назад отечественные компании по производству этой продукции приносили Украине $3 млрд валютной выручки (работая на пределе своей производственной мощности) за счёт продаж на экспортных рынках, преимущественно в Российской Федерации.
По мнению экспертов, заказы «Укрзализныци» могли бы сегодня существенно помочь украинским предприятиям пережить непростые времена. Но, похоже, задачи УЗ снова изменились. Как сообщил Бурбак, министерство пересматривает планы: «Мы не отказываемся от идеи закупок грузовых вагонов, но считаем, что их необходимо осуществлять только тогда, когда появится экономическая целесообразность». По его словам, в такой ситуации средства будут отданы на приобретение большего количества пассажирских поездов и электровозов.
В то же время на Крюковском вагоностроительном заводе «Капитал» заверили, что от УЗ вообще нет заказов: ни на грузовые, ни на пассажирские вагоны. Собеседник издания на предприятии говорит, что «Укрзализныця» часто обещает делать закупки, но по факту этого не происходит. По его словам, сегодня предприятие довольствуется производством мелких партий грузовых вагонов для заказчиков из стран Балтии, Грузии и Казахстана. Тем не менее, если госадминистрация за следующие два-три года не начнёт обновлять грузовые вагоны, то может лишиться большей части этого парка, так как их рабочий ресурс будет полностью исчерпан, полагает Полищук.
Андрей Леденев
1 комментар