Уважаемые коллеги, партнёры, представители СМИ, поклонники торговой марки КрАЗ! На сайте «Информационный сопротивление» опубликован материал «Легенды о «Спартане»: нескромная переплата за кустарное качество», с содержанием которого КрАЗ категорически не согласен. Следует отметить, что общая тональность статьи и подобранные тенденциозным образом факты, передергивания событий и навязывание читателям резко негативной оценки о бронированных автомобилях «КрАЗ Спартан» не оставляют сомнений в явно заказном характере статьи, использованной как инструмент «чёрного пиара».
Учитывая контекст публикации, прокомментируем, на наш взгляд, наиболее некорректные и не правдивые моменты: * «Первый недостаток, который массово стали замечать бойцы — слабая ходовая часть», — это передёргивание фактов. Отметим, что любой вид военной техники «заточен» под определённые задачи, и, исходя из них, определяются технические требования к ней.
Бронеавтомобиль «КрАЗ Спартан» построен на шасси автомобиля Ford F-550, который успешно зарекомендовал себя в качестве надёжной машины во многих операциях армии США и других стран НАТО в странах Ближнего Востока и Африки. Задачи, которые стоят перед машиной, — патрулирование опасных районов, доставка и защита экипажа от лёгкого стрелкового вооружения, от подрыва на фугасе, она выполняет в полном объёме.
Учитывая, что в условиях, характерных для зоны АТО, «КрАЗ Спартан» стал машиной ближнего боя, лёгким бронетранспортером, и используется в условиях бездорожья, изменился характер нагрузок. ПАО «АвтоКрАЗ» самым тщательным образом анализирует все замечания, которые поступают, и проводит доработки конструкции в соответствии с требованиями полученных технических заданий. Мы не скрываем, что были обращения на завод по поводу обрыва кронштейнов амортизаторов поперечной устойчивости. ПАО «АвтоКрАЗ» изучило полученные жалобы и доработало конструкцию кронштейна амортизатора поперечной устойчивости. По автомобилям с доработанной конструкцией кронштейна замечаний больше не поступало.
* «Кроме того, без специализированных СТО, оснащённых компьютерной техникой, обслуживать «КрАЗ Спартан» оказалось невозможно» — это некорректное замечание, которое не является недостатком самого автомобиля, а лишь демонстрирует низкий уровень технического сервиса воинских частей страны. Современные автомобили, их узлы и агрегаты имеют гораздо больший ресурс, чем автомобильная техника, разработанная в СССР в середине прошлого века. Электронные системы позволяют контролировать работу узлов и агрегатов автомобилей, диагностировать их состояние и прогнозировать возможные отказы. Все эти мероприятия позволяют снизить ущерб от поломок и время простоя в ремонте. Как и любая высокотехнологичная техника, такие автомобили требуют обслуживания в специальных мастерских. Но почему-то необходимость таких мастерских для обслуживания современных самолетов, кораблей и даже бронетехники (например, систем управления огнём современных танков) не вызывает сомнения, а к автомобилям сохраняется отношение периода конца 20-го века и при этом растут требования к его техническим характеристикам.
* «В результате всего в течение месяца в одной из бронемашин отвалилось колесо», — откровенная ложь и мы уже об этом писали. Колесо на опубликованном фото отвалилось в результате взрыва фугаса и этому есть документальное подтверждение.
* «…А к концу января 2015-го, сообщали СМИ, вышли из строя 12 и 14 (!) переданных силам АТО бронемашин «КрАЗ Спартан», — это также неправда. 15 автомобилей „Спартан», переданных силовым структурам в январе, причём без акта приёма-передачи, несмотря на срочную необходимость их присутствия на передовой, были отправлены в зону АТО и большая часть из них получила сильные повреждения в результате боевых действий. Формально находясь в собственности у производителя, на самом деле машины несли боевую службу. Завод взял на себя все восстановительные работы по этим машинам, хотя их повреждения вооружением и не является гарантийным случаем.
* «Спартаны» подверглись жёсткой критике, как и руководство ВСУ и государства в целом, которые допустили приобретение несовершенной и ломкой военной техники за немалые бюджетные деньги. Начальная стоимость одного бронеавтомобиля этой марки составила 4550000 гривен», — это не правда. Жёсткой и другой критики в адрес КрАЗа от перечисленных структур не поступало. Были рекомендации военных, обращения и просьбы доработать машины под определённые цели и задачи, что автозаводом и было сделано. Хотим отметить, что на завод в больших количествах поступали и поступают звонки и письма со словами благодарности от тех бойцов, чьи жизни были спасены, благодаря бронированной технике КрАЗ.
Что касается цены на автомобиль, то она намного ниже, чем указано в источнике. Согласно условиям контракта, мы не вправе озвучивать её, но готовы предоставить соответствующим органам подтверждающие документы.
* «По мнению экспертов, есть ряд других существенных недостатков. Их исчерпывающий список, который впрочем, вызвал активные дискуссии, опубликовал гонщик и волонтёр Алексей Мочанов. … В перечень вошли такие недостатки, как слабая ходовая часть, необходимость современного топлива, отсутствие «запаски», сильная отдача при движении по пересечённой местности, слабенькая броня, стекло не выдерживает второго выстрела, слабая защита пулемётчика, отсутствие радиостанции…» — мы с глубоким уважением относимся к господину Мочанову и уже отвечали на все его замечания о «Спартане». Мы приглашали его к диалогу и на предприятие, чтобы обсудить все его замечания, но он так и не откликнулся на наше приглашение. Пройдёмся ещё раз по указанным им недостаткам:
— слабая ходовая — см. выше;
— замечания по топливу нельзя относить к автомобилю, потому что оно отражает недостатки не автомобиля, а системы снабжения военных подразделений;
— отсутствие запасного колеса — Колёса автомобилей «Спартан» имеют специальную вставку Run-Flat, которая обеспечивает возможность продолжить движение и уйти из зоны обстрела в случае пробоя шин автомобиля из стрелкового оружия или осколками взрывных устройств. Запасное колесо, которое прилагается, находится в безопасной зоне и устанавливается вместо повреждённого колеса во время его ремонта. Система Run-Flat применяется на всей современной бронированной колёсной технике армий мира и подтвердила свою надёжность во многих горячих точках мира;
— сильная отдача при движении по пересечённой местности — Конструкция Ford F-550 зарекомендовала себя очень надёжной в самых тяжёлых условиях эксплуатации. Для такого тяжёлого автомобиля, способного развивать высокую скорость движения, очень важно сохранять управляемость на всех режимах движения. Доработка рулевого управления, введение дополнительных демпфирующих элементов приведут к потере информативности руля, его «ватности». В таком случае, при движении и маневрировании в условиях бездорожья значительно возрастает риск переворачивания автомобиля, что сделает его лёгкой мишенью противника.
— слабовата броня — Бронекорпус спроектирован с учётом критичности защиты, обеспечиваемой для разных отсеков. Безусловно, первостепенную важность имеет защита экипажа как от обстрела, так и от подрыва. Установка одинаковой толщины бронелиста на некритичных участках приведёт к ещё большей массе автомобиля, снижению его скорости и маневренности, что, в свою очередь, снизит безопасность экипажа. В то же время, испытания, которые проводились производителем бронекорпуса, — компанией Streit Group, на специализированных сертификационных полигонах в Германии, подтвердили соответствие уровня бронезащиты требованиям европейских стандартов CEN;
— стекло не выдерживает второго выстрела — ПАО АвтоКрАЗ не имеет информации, которая подтверждает это замечание. В то же время предприятие выполняло восстановительный ремонт автомобилей «Спартан», принадлежащих Пограничной службе Украины и Нацгвардии, которые были обстреляны противником. В нашем распоряжении имеются фотоматериалы и информация об обстоятельствах событий, которые подтверждают устойчивость бронированного стекла и бронекорпуса и их соответствие современным европейским стандартам;
— слабая защита пулемётчика — Конструкция разработана согласно техническому заданию. ПАО «АвтоКрАЗ» готово разработать башню пулемётчика другой конструкции при поступлении такого заказа;
— отсутствие радиостанции — Такой опции в техзадании не было предусмотрено, это же касается и противотуманных фар, о которых говорится далее в статье. Система пожаротушения на «Спартанах» установлена, об этом может свидетельствовать тот факт, что был случай обращения на завод по поводу самопроизвольного включения системы пожаротушения при столкновении машины.
— «По информации военных, «КрАЗ» просто проигнорировал большинство их писем, касающихся недостатков бронемашин» — это неправда, поскольку существует тесная взаимосвязь с механиками всех подразделений, куда поступили бронеавтомобили, и по первому их требованию ремонтные бригады выезжают на помощь. Хотим подчеркнуть, что, как правило, любой производитель на технику, которая задействована в боевых действиях, не даёт гарантий. КрАЗ не только даёт гарантии на машины, производит замену узлов и агрегатов, которые вышли из строя в результате боёв, но и восстанавливает за свой счёт полностью разбитые на поле боя бронемашины. Уже около 20 машин — серийные и бронированные автомобили «КрАЗ Спартан» и «КрАЗ Кугуар» были восстановлены и переданы в места их постоянной дислокации.
— «Впоследствии, не имея никаких на то оснований, поставщик поднял цену … До 5,5 млн грн. за штуку!!!» — сразу скажем, что указанная цена очень завышена. Машинокомплекты данных автомобилей закупаются за границей и цена на них была зафиксирована в долларах США. На дату заключения контракта курс гривны к доллару составлял около 13,00, а к концу 2014 года поднялся до 16,00. Соответственно, рост курса на 23% привёл к росту расходов в гривневом эквиваленте на импортную составляющую (машинокомплект).
Пропорционально этому росту затрат и была изменена предварительная контрактная цена. Однако, заводу, фактически, удалось закупить валюту по более низкому курсу для покупки машинокомплектов и фактическая цена реализации готового автомобиля снизилась.
Хотим отметить, что в условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране появление подобного рода недостоверной информации об отечественном производителе вызвало резко негативную реакцию среди трудового коллектива предприятия, кременчужан, военных и партнёров КрАЗа. Возникает вопрос: как на сайте, который позиционирует себя как «…проект, главной задачей которого является противодействие в информационном поле внешним угрозам, возникающим для Украины в основных сферах: военной, экономической и энергетической, а также в сфере информационной безопасности. Где поступающая информация проверяется как минимум по 2-м не связанным между собой источникам, норма — 3 источникам» может, при наличии стольких источников, быть столько лжи. Вызывает большое сомнение также наличие таких источников и их достоверность.
КрАЗ ещё раз уверяет: нам очень полезна критика, если она конструктивная, — это позволяет делать нашу продукцию лучше. Мы готовы к диалогу. Но мы не согласны с неправдивостью, некорректностью материалов, опубликованных на заказ или на основе сомнительных источников. Они вредят репутации КрАЗа, болезненно задевают достоинство трудового коллектива Кременчугского завода, который в тяжёлых условиях выполняет оборонные заказы и, к слову, демонстрирует лучший результат среди автопроизводителей.
КрАЗ делал и делает всё для скорейшей победы и восстановления мира в Украине.
С уважением, трудовой коллектив ПАО «АвтоКрАЗ»