Вчера СБУ провела обыск в офисах одного из крупнейших поставщиков авиатоплива в аэропорту «Борисполь» – компании «Кребо». Руководство компании, а также бывшее руководство аэропорта подозреваются в незаконном отчуждении инфраструктуры по заправке самолётов в «Борисполе» в пользу компании. В «Кребо» обвинения отвергают, предупреждая, что следственные действий СБУ могут привести к перебоям с заправкой самолетов в аэропорту.
Вчера сотрудники управления СБУ в Киевской области провели обыск офисов «Кребо» в Борисполе и Кременчуге. В Кременчуге сотрудники службы взломали дверь здания, где находится офис компании, и заблокировали её изнутри. Прибывших на место представителей Кременчугского управления МВД в офис не пустили, предъявив разрешение на обыск, выданное судом Бориспольского района Киевской области.СП «Кребо» занимает более 20% рынка поставок авиатоплива. 11% акций компании владеет «Укртатнафта», 78% – Movida International Holdings & Finance B.V (Нидерланды), которую связывают с предпринимателем Владимиром Матициным. 2008 год компания «Кребо» закончила с прибылью 20,4 млн. грн.
В пресс-службе СБУ пояснили, что следственные действия были проведены в рамках расследования уголовного дела, возбужденного 17 июля по ст. 191 ч. 5 УК (“присвоение или растрата госимущества”). Речь идёт о незаконном отчуждении руководством «Кребо» и руководством аэропорта «Борисполь» в 2004-2007 годах заправочной инфраструктуры аэропорта. “В результате государству был нанесён ущерб в 30 млн. грн., и были не уплачены налоги, поскольку прибыль, которую компания получала от пользования инфраструктурой, выводилась в офшорные зоны”,– рассказали в пресс-службе ведомства. Директорами «Борисполя» в 2004-2007 годах были Александр Шишков и Андрей Мазур. Получить их комментарии вчера не удалось.
В СБУ не раскрывают, по чьему заявлению было начато расследование. Но ранее о необходимости демонополизировать поставки топлива в «Борисполе» заявляло Министерство транспорта и связи. Там считают, что «Борисполь» должен самостоятельно обеспечивать его хранение и заправку, а поставщики продавать его аэропорту, конкурируя по качеству и цене. В СБУ заявляют, что целью возбуждения уголовного дела является возврат имущества «Кребо» государству. Получить комментарий Минтранса вчера не удалось.
В «Кребо» обвинения считают беспочвенными. “Я не понимаю, о каком отчуждении идёт речь – все объекты, которыми мы владеем, мы купили либо построили сами. А государственные объекты, которыми мы распоряжаемся, находятся у нас в аренде, а не в собственности”, – говорит председатель правления компании Пётр Столяр. По его мнению, действия СБУ могут привести к перебоям с поставками топлива, поскольку в Борисполе служба проводит следственные действия, опрашивая технический персонал, задействованный в заправке самолётов. Не исключила перебоев с поставками топлива из-за следственных действий СБУ и замдиректора по экономике и финансам «Борисполя» Наталья Гомболевская. От более подробных комментариев она отказалась.
Если СП «Кребо» в результате проверок будет вынуждено уйти с рынка, это может поднять цену авиатоплива на первое время на 15-20%, отмечает замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. “Уход с рынка компании, контролирующей 20% рынка, может вызвать дефицит нефтепродуктов”, – соглашается начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин.
Пресс-секретарь «Международных авиалиний Украины» Евгения Сацкая отмечает, что авиакомпании, базирующиеся в «Борисполе», до 65% топлива могут заправлять в других аэропортах. “Но 65% – это не 100%, поэтому перебои действительно могут быть”,– говорит госпожа Сацкая, отметив, что компания заправляется у другого поставщика. «Кребо» обеспечивает заправки самолётов в «Борисполе» авиакомпании «Аэросвит», говорит директор по связям с общественностью компании Владимир Гайдаш: “Но пока перебоев с поставками у нас не было, мы внимательно следим за этой ситуацией”.
Олег Гавриш, Елена Синицына, Татьяна Донченко