С началом кризиса в выпусках телевизионных новостей всё чаще замелькали сюжеты о несостоятельных должниках. В репортажах бравые молодцы в униформе вламываются в квартиры «маленьких» украинцев, которые не смогли вовремя рассчитаться по кредитам, описывают и изымают их нехитрое имущество. Бесстрастная камера фиксирует горе людей, в одночасье лишившихся привычных вещей: мебели, телевизора, холодильника и даже детских игрушек.
А на вопрос журналистов: не испытываете ли вы при этом угрызений совести, проводившие экзекуцию сотрудники государственной исполнительной службы лишь пожимали плечами и ссылались на служебный долг. Однако, как нередко бывает в нашей жизни, справедливость государственной машины проявляется лишь в отношении слабых и незащищенных. Когда же чиновникам Минюста (а в подчинении именно этого ведомства находится ГИС) приходится иметь дело с «непростыми» бизнесменами, нередко с криминальным прошлым, отлаженная, казалось бы, машина почему-то даёт сбой.Осенью этого года украинский топливный рынок потряс громкий скандал. Крупнейший производитель бензина и дизтоплива компания «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ), крупнейший пакет акций которого, к слову, принадлежит государству, не может найти судебную управу на нечистых на руку партнёров. А государственная же исполнительная служба, мягко говоря, тормозит исполнение судебных решений!
Когда донецкому слову нет доверия
Всё началось с того, что несколько лет тому назад «Укртатнафта» разрешила донецкой компании «УТН-Восток» начать реализацию нефтепродуктов под своей торговой маркой, заключив с ней соответствующий договор. Подписывая договор, крупнейший производитель нефтепродуктов даже не представлял, куда может завести это партнёрство.
Начались «шалости» «УТН-Восток» с качеством нефтепродуктов и использованием товарного знака. Во-первых, купив лицензию на использование торговой марки на 103 АЗС, владельцы донецкой компании использовали его на 15 «лишних» заправках, которые «забыли» внести в договор и, естественно, платить за это деньги. Во-вторых, работая под вывеской известного украинского производителя, «УТН-Восток» продавал нефтепродукты сторонних производителей. А ответственность за их качество несла «Укртатнафта», хотя ни сном, ни духом об этом не ведала. Именно к ней обращали свои претензии недовольные потребители.
Чаша терпения «Укртатнафты» в конце концов переполнилась и компания подала в суд, требуя запретить «УТН-Восток» использовать свою торговую марку, а также взыскать с нарушителя 10,3 млн. грн. штрафа за ущерб, нанесённый репутации предприятия. Ещё 3 млн. грн. «Укртатнафта» через суд потребовала с «УТН-Восток» за отказ допустить её сотрудников на АЗС для проверки качества топлива. А чтобы должник «под шумок» не перевёл свои АЗС на другую фирму, 22 сентября Хозсуд Киева запретил государственным регистраторам Управления государственной регистрации Донецкого горсовета и другим регистраторам вносить изменения в ЕГРПОУ относительно ООО «УТН-Восток».
Когда землячество превыше закона
После вступления решения в законную силу, 5 октября, «Укртатнафта» подала заявление об открытии исполнительного производства в Отдел государственной исполнительной службы Ворошиловского районного управления юстиции Донецка. Но… натолкнулась на глухую стену непонимания. В результате никакой реакции от государственного органа «Укртатнафта» не дождалась, а по информации, полученной в телефонном режиме, юристам компании сообщили, что было вынесено постановление об отказе в открытии исполнительного производства в связи с неподведомственностью вопроса данному органу ГИС.
«Укртатнафте» даже не возвратили оригинал постановления суда, и если бы у компании не было других экземпляров постановления с «мокрыми» печатями, принудительное выполнение постановления суда было бы вообще невозможным.
Через неделю, в срочном порядке ещё один экземпляр постановления был передан в Донецк из Киева, а заявление об открытии исполнительного производства на этот раз подали в отдел ГИС Главного управления юстиции в Донецкой области. После чего дело немного продвинулось: нашёлся даже государственный исполнитель, которому должно было быть передано постановление – некий А.В. Буханцев.
14 октября инстанция вынесла постановление об открытии исполнительного производства ВП №15260497 и всё… Как заклинило. В дальнейшем отдел государственной исполнительной службы Главного управления юстиции в Донецкой области никаких действий не проводил, а госисполнитель ограничился лишь отправкой постановления об открытии исполнительного производства в адрес Управления государственной регистрации Донецкого городского Совета.
Ещё более «оригинально» исполнительная служба подошла к реализации запрета «УТН-Восток» осуществлять продажу товаров под торговой маркой «Укртатнафта» (дело №30/338).
5 октября «Укртатнафта» подала заявление об открытии исполнительного производства в отдел исполнительной службы Буденовского райуправления юстиции в г. Донецке. Юристы компании познакомились с начальником отдела В.В. Линник и её заместителем Е.М. Бондарь и даже «для ускорения процесса» помогли исполнительной службе конвертами, почтовыми марками и пачкой бумаги формата А-4.
Несмотря на это, в поведении «исполнительниц» ощущалось откровенное нежелание проводить исполнительные процедуры: сначала госпожа Линник заявила, что временно не работает реестр исполнительных производств, а в сам реестр технически невозможно внести названия и адреса 103 АЗС ООО «УТН-Восток», что делает невозможным открытие исполнительной процедуры. Кроме того, начальница районного ОГИС постоянно согласовывала в телефонном режиме свои действия с неизвестными лицами.
Не исключено – с представителями проштрафившегося «УТН-Восток»! По крайней мере, сразу же после того, как юристы «Укртатнафты» покинули помещение исполнительной службы, к начальнику отдела ГИС прибыл представитель проштрафившейся сети АЗС. Далее, в течение нескольких дней, судебные исполнители тянули время, рассказывая, что со дня на день ожидают от «УТН-Восток» документ, отменяющий решение Хозяйственного суда Киева, и лишь 8 октября, в конце концов, вынесли постановление об открытии исполнительного производства ВП №15197974.
Через 4 дня – 12 октября – госисполнители прибыли по юридическому адресу ООО «УТН-Восток» (АЗС №1) в Донецке и в присутствии представителя «Укртатнафты» зачитали постановление о начале исполнительного производства представителю ООО «УТН-Восток» А.В. Васютовичу. Дальше начался настоящий цирк. Понятой, которого привёл директор АЗС №1 во время объявления постановления куда-то ушёл, поэтому подписать Акт об объявлении судебного решения должнику оказалось невозможно. А поехав по адресу, указанному понятым в начале проведения исполнительного действия, исполнители установили… что таковой адрес физически отсутствует.
После этого, представители «УТН-Восток» потребовали внести в акт, что на АЗС №1 логотип «Укртатнафта» не используется, а после длительных пререканий просто исчезли в неизвестном направлении, заявив, что не уполномочены подписывать данный документ. Зато бравые (во всяком случае – в телевизионных репортажах) сотрудники ГИС, вместо того, чтобы зафиксировать факты несоблюдения должностными лицами должника требований постановления государственного исполнителя, (что, кстати, является основанием для возбуждения уголовного дела – «за невыполнение судебного решения, набравшего законную силу») также предпочли ретироваться.
В тот же день заместитель начальника отдела ГИС Е.М. Бондарь позвонила по телефону начальнику юридического отдела «Укртатнафты» и сообщила, что ей дано указание вернуться, однако на предложение найти новых понятых и составить новый акт и акт отказа от подписи представителей «УТН-Восток» не согласилась, ссылаясь на некие срочные дела.
На следующий же день 13 октября выяснилось, что госисполнитель таки побывала на АЗС №1 «УТН-Восток» и осуществила все необходимые процедуры. Но сделала это не поставив в известность представителей истца, и в подписанном акте была отражена позиция лишь донецкой компании – о том, что данная АЗС не использует товарный знак «Укртатнафта».
Ещё через день, 14 октября отдел ГИС Буденовского райуправления юстиции в Донецке вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с полным фактическим выполнением судебного решения (запрет продажи товаров на территории 103 АЗС под логотипом «Укртатнефть» доведён до сведения должника). Насчёт остальных 102 АЗС, исполнители решили не заморачиваться…
Собственно говоря, причины нерешительности донецких работников исполнительной службы лежат на поверхности. В цивилизованных странах давно подметили, что государственному механизму мешает работать ржавчина в виде денег, связей, нужных людей, непосредственно влияющих на выполнение или невыполнение определённых решений. И дали этому явлению красивое название на латыни – коррупция…
Сергей Приходько