Венгерский low-cost перевозчик Wizz Air нашёл замену поставщику авиатоплива компании «Укртатнафта», отказавшейся заправлять её самолеты в конце прошлого года. Топливо ей будет поставлять «ТНК-Авиа». В настоящее время ООО «Авиалинии «Визз Эйр Украина», «дочка» венгерской авиакомпании Wizz Air, заправляет свои воздушные суда топливом ООО «ТНК-Авиа», заявила PR-менеджер авиаперевозчика Кристина Косоноцкая.
В «ТНК-ВР Коммерс», в состав которого входит «ТНК-Авиа», подтвердили заключение контракта с Wizz Air. «ТНК-Авиа» сотрудничает с «Визз Эйр Украина» с июля 2008 года. Сначала мы обеспечивали топливные потребности оператора в аэропорту Симферополя», – рассказал пресс-секретарь «ТНК-ВР Коммерс» Дмитрий Зверев.По словам Зверева, в июне 2009 г. «ТНК-Авиа» начала предоставлять услуги по заправке воздушных судов в крыло в аэропорту «Борисполь» и предложило сотрудничество всем работающим там авиакомпаниям, в том числе и Wizz Air». Сейчас «ТНК-Авиа» также заправляет самолёты «Розы Ветров», «Средиземноморских авиалиний», «Донбассаэро», «Львовских авиалиний» и «Узбекских авиалиний».
Для Wizz Air переход к «ТНК-Авиа» был вынужденным. В конце декабря «Укртатнафта» прекратила отгрузки авиатоплива и заправки самолётов авиакомпаний. Тогда решение об исключении из числа контрагентов «Укртатнафты» авиакомпании Wizz Air объяснялось «недопустимым и неадекватным поведением сотрудников авиакомпании в отношении пассажиров в лондонском аэропорту Luton».
Но директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава считает истинной причиной решения «Укртатнафты» антиконкурентные действия со стороны акционеров компании. «Укртатнафту» контролирует группа «Приват», которая также имеет свои интересы в таких авиакомпаниях, как «Аэросвит» и «Днеправиа». В «Укртатнафте» и группе «Приват» вчера от комментариев отказались.
В Украине основными поставщиками авиационного топлива являются компании «Кребо», «Укртатнафта», «ЛУК-Авиа Ойл», «ТНК-ВР-Авиа» и Mazeikiu Nafta. По данным участников рынка, в 2009 г. объём внутреннего рынка составил около 280 тыс. тонн на сумму около 210-250 млн. долларов в оптовых ценах.
Директор консалтинговой группы «Е-95» Сергей Куюн говорит, что ТНК-ВР достаточно долго пыталась войти в аэропорт «Борисполь». «Это крупнейший рынок сбыта авиационного топлива, на который приходится около половины внутреннего потребления. Поэтому контракт ТНК-ВР с Wizz Air укрепит позиции поставщика топлива», – говорит Александр Сиренко из UPECO.
Напомним, что до 2009 г. продажей, хранением и заправкой авиатоплива в аэропорту «Борисполь» занимаются лишь три компании: «Кребо», «Укртатнафта» и «ЛУК-Авиа Ойл». При этом, по данным Минэкономики, «Укртатнафта» обеспечивала порядка 80% поставок. До 50% потребляемого в аэропорту «Борисполь» топлива закупала авиакомпания «Аэросвит», около 30% – МАУ, остальное – другие участники рынка.