Правовые основы применения упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, а также взимания единого налога устанавливаются главой 1 разд. XIV Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее — НКУ).
Согласно п. 291.3 ст. 291 НКУ физическое лицо-предприниматель (ФЛП) может самостоятельно выбрать упрощённую систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным главой 1 разд. XIV НКУ, и регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определённом этой главой.В соответствии с пп. 3 п. 291.4 ст. 291 НКУ к плательщикам единого налога, которые относятся к 3-й группе, относятся ФЛП, которые не используют труд наёмных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено, у которых в течение календарного года объём дохода не превышает 1 167 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчётного) года.
Перечень видов деятельности, осуществление которых не даёт права на применение упрощённой системы, определён п. 291.5 ст. 291 НКУ.
Так, в соответствии с частью второй пп. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 НКУ не могут быть плательщиками единого налога 1-3-й групп субъекты хозяйствования (юридические лица и ФЛП), осуществляющие деятельность по обмену иностранной валюты.
Согласно п. 5 части первой ст. 1 Закона Украины от 21 июня 2018 года № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» с изменениями и дополнениями иностранная валюта это:
- денежные знаки денежных единиц иностранных государств в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платёжным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;
- средства на счетах в банках и других финансовых учреждениях, выраженные в денежных единицах иностранных государств и международных расчётных (клиринговых) единицах (в частности, в специальных правах заимствования), относящихся к выплате в иностранной валюте;
- электронные деньги, номинированные в денежных единицах иностранных государств и/или банковских металлах.
На сегодня криптовалюта не имеет определённого правового статуса в Украине, в частности, отсутствует нормативная база для её классификации и регулирования операций с ней. Click here, чтобы узнать подробнее.
Вместе с тем с целью урегулирования правоотношений по поводу обращения, хранения, владения, использования и проведения операций с помощью криптоактивов в Украине, а также определения общих принципов функционирования и правового регулирования рынка виртуальных активов в Украине на сегодня в Верховной Раде Украины зарегистрированы соответствующие проекты законов.
Одновременно отмечаем, что согласно ст. 99 Конституции Украины и ст. 192 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 года № 435-IV с изменениями и дополнениями законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины — гривна. Иностранная валюта может использоваться в Украине в случаях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 44 Закона Украины от 20 мая 1999 года № 679-XIV «О Национальном банке Украины» с изменениями и дополнениями Национальный банк действует как уполномоченное государственное учреждение при применении валютного законодательства.
Учитывая изложенное, ФЛП может выбрать упрощённую систему налогообложения при условии соблюдения требований, определённых п. 291.4 ст. 291 НКУ.
Вместе с тем, поскольку на сегодня криптовалюта не имеет определённого правового статуса в Украине и отсутствует нормативная база для её классификации и регулирования операций с ней, то с целью избежания нарушений в отношении применения упрощённой системы налогообложения, налогоплательщик может обратиться в Национальный банк Украины по вопросу отнесения криптовалюты к иностранной валюте.
По информации ГУ ГНС в Полтавской области