В соответствии с частью второй статьи 37 Закона Украины «Об основных принципах и требованиях безопасности и качества пищевых продуктов» неправильно маркированные пищевые продукты запрещены к обращению.
Все пищевые продукты, которые обращаются на территории Украины, должны маркироваться на государственном языке.Основную информацию потребители о товаре узнают из этикетки и современные прилавки магазинов изобилуют изобилием ярких упаковок. Что такое этикетка? Это способ маркировки пищевой продукции, который крепится на тару или сам товар.
В Украине требования к упаковке пищевых продуктов регламентированы на законодательном уровне, чтобы потребитель мог получить необходимую и достоверную информацию о товаре. Как показывает практика, яркая этикетка с указанными на упаковке символами «настоящий», «домашний», «100%» больше привлекают потребителя к покупке продуктов, однако не гарантируют достоверность информации.
Правилами маркировки продуктов питания запрещается обманывать потребителей, вводить в заблуждение недостоверной информацией о продукте, особенно в случае указания их лечебных свойств. Запрет касается и рекламирования.
На сегодняшний день маркировка упаковки пищевых продуктов в Украине регламентируется новым законом, направленным, в первую очередь, на обеспечение интересов потребителя. Данные о продуктах питания должны быть точными, чёткими, понятными и достоверными.
На этикетках продуктов питания указывается следующая информация:
- Название продукта. На государственном языке чётким, разборчивым шрифтом.
- Сведения о физическом состоянии продукта (жидкий, твёрдый, замороженный, копчёный и т. п.). Например, порошок жидкий или колбаса сыровяленая.
- Состав продукта со всеми ингредиентами.
- Обязательно наличие аллергенов.
- Наличие ГМО.
- Сроки годности или дата «употребить до», любые особые условия хранения и/или условия использования (при необходимости).
- Наименование и местонахождение оператора рынка пищевых продуктов, в какой стране продукт был изготовлен, контакты производителя или ответственного за данные о продукте, а для импортируемых пищевых продуктов — наименование и местонахождение импортёра.
- Пищевая ценность продукта (с указанием энергетической ценности и содержания жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахаров, белков и соли); для напитков с содержанием этилового спирта свыше 1,2% объёмных единиц указывается фактическое содержание спирта в напитке; при наличии в пищевом продукте генетически модифицированных организмов — отметку «с ГМО».
- Правила маркировки пищевой продукции требуют отмечать информацию о замораживании продукта с датой.
Закон Украины «Об информации для потребителей о пищевых продуктах», требует обязательность предоставления информации потребителю — подвергался ли пищевой продукт замораживанию или размораживанию, что исключит возможность продажи, скажем, размороженного мяса под видом охлаждённого.
А если пищевой продукт или его ингредиенты подвергались действию ионизирующего излучения, должна быть информация «облучённый» или «подвергался действию ионизирующего излучения».
Если в мясные продукты и мясные полуфабрикаты в форме порционного мяса добавлена вода, составляющая более 5% массы готового продукта, эта информация также должна указываться на маркировке. Эти требования также относятся и к рыбной продукции. Должна указываться надпись «сформировано из кусков мяса» или «сформировано из кусков рыбы» в случае изготовления пищевых продуктов из отдельных кусков, соединённых другими ингредиентами, если этот пищевой продукт может производить впечатление целого куска мяса или рыбы. В случае использования в колбасах и сосисках несъедобных оболочек предоставление информации об этом обязательно.
Если твёрдый пищевой продукт находится в жидкой среде (например, маринованные овощи в рассоле, сельди в солевом растворе), должна также указываться масса продукта без учёта массы жидкости.
Особенно это актуально будет при покупке продукта в жёстяных герметичных банках, когда невозможно увидеть сам продукт. Соответственно потребитель может сравнить маркировку нескольких производителей и решить, что именно ему покупать.
В случае, когда замороженные пищевые продукты предлагаются к реализации в нефасованном состоянии (нефасованные пищевые продукты, покрытые ледяной глазурью), конечному потребителю предоставляется информация об общем количестве пищевого продукта (с учётом количества глазури) и количестве или процентном содержании ледяной глазури в таком пищевом продукте.
В таком случае потребитель будет осведомлён, за что он платит деньги — за продукт или воду.
Следует отметить, что существует информация о предоставляемых в добровольном порядке пищевых продуктах, в частности: «В маркировке молочных продуктов запрещается использовать слово «натуральный» в отношении продуктов:
- с полностью или частично заменёнными составляющими молока (молочный жир, молочный белок, лактоза);
- в производстве которых использовались жиры и/или белки немолочного происхождения, а также любые стабилизаторы и консерванты (для традиционных молочных продуктов).
Название пищевого продукта, указанное на упаковке или этикетке (контрэтикетке, кольеретке, стикере, ярлыке), добавленной к нему, должно быть шрифтом не менее 2 мм, а вся остальная обязательная информация шрифтом не менее 0,8 мм. Чтобы можно было ознакомиться с пищевым продуктом.
Если это требование невозможно выполнить из-за того, что упаковка пищевого продукта очень маленьких размеров, информация, характеризующая пищевой продукт, должна быть расположена на листе-вкладыше, который добавляют к каждой индивидуальной или групповой единице упаковки.
По информации ГУ Госпродпотребслужбы в Полтавской области