Приобрели новогодний подарок, но он не подошёл или купленное на празднование платье перестало нравиться на следующий день? Такие товары можно обменять или вернуть продавцу.
Обмен и возврат товара надлежащего качества
Товар можно обменять в течение 14 дней у продавца, у которого он был приобретён. Объяснять причину не нужно.
Обменять товар можно только, если он не был в использовании и сохранён его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также чек.
Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право:
- приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента;
- получить обратно деньги;
- обменять товар на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу уведомить об этом потребителя.
Если хотите именно вернуть товар, то деньги должны вернуть в тот же день или в другой срок по договорённости с продавцом, но не позднее 7 дней. Деньги вернут в том же размере, как указано в чеке. То есть, если в магазине проходит акция и товар стоит дешевле, Вам всё равно вернут полную сумму.
Возврат товара без чека
Если нет чека, то вернуть или обменять товар будет сложнее, но это возможно. Некоторые магазины имеют свой алгоритм действий на этот случай. Обычно нужно написать заявление о получении копии товарного чека на имя директора заведения. Магазины, использующие расчётно-кассовые аппараты, обязаны хранить ленты с данными о продаже товаров, поэтому смогут сделать дубликат.
Кроме того, вместо чека можно предъявить любой другой документ, подтверждающий оплату. Это может быть гарантийный талон, инструкция по эксплуатации, квитанция, техпаспорт, штрих-код на упаковке. Главное, чтобы в документе была указана информация о продавце (организации, продавшей товар), дата совершения покупки, название товара и его цена.
Обмен и возврат товара ненадлежащего качества
В случае обнаружения в течение гарантийного срока недостатков потребитель вправе потребовать:
- Пропорционального уменьшения цены.
- Безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.
- Возмещение затрат на устранение недостатков товара.
Если были обнаружены существенные недостатки, возникшие по вине производителя товара (продавца, исполнителя) вправе потребовать:
- Возврат уплаченных за товар средств.
- Замены товара на такой же или аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.
При замене товара с недостатками аналогичного товара надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчёт стоимости не производится.
Большой товар (более 5 кг) доставляется продавцу или изготовителю за его счёт.
При ремонте товара недостатки должны быть устранены в течение 14 дней со дня его предъявления или с согласия сторон в другой срок.
Пока вещь в ремонте, Вы имеете право на товар аналогичной марки, но для этого необходимо в письменном виде оформить это требование к продавцу.
Это касается:
- телевизора;
- микроволновки;
- кухонной машины;
- пылесоса;
- холодильника (морозильника);
- утюга;
- стиральной машины;
- телефона;
- компьютера и комплектующих к нему;
- аппаратуры для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука;
- электрочайника, электрокофеварки;
- фена.
За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки и за каждый день задержки устранения недостатков свыше 14-ти дней потребителю выплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.
Требования потребителя об обмене товара или возврате средств не подлежат удовлетворению, если продавец или производитель докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара лично или через представителя.
Какие товары нельзя обменять
Не подлежат обмену следующие товары надлежащего качества:
- лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены;
- фотоплёнки, фотографическая бумага;
- парфюмерно-косметические изделия;
- перопуховые изделия;
- детские игрушки мягкие и резиновые надувные;
- зубные щётки;
- аппараты для бритья;
- расчёски, щётки массажные, парики;
- перчатки;
- ткани;
- ковровые изделия метражные;
- нательное и постельное бельё;
- чулочно-носочные изделия;
- печатные издания;
- пиломатериалы, погонажные (плинтус, наличник), плитные;
- материалы (древесноволокнистые и древесностружечные плиты, фанера) и стекло, нарезанные или раскроенные под размер, определённый покупателем;
- товары для младенцев (пелёнки, соски, бутылочки для кормления и т. п.);
- инструменты для маникюра, педикюра (ножницы, пилочки и т. п.);
- ювелирные изделия.
Если товар был куплен в кредит
Обменять или вернуть товар надлежащего качества, приобретённый в кредит, можно в течение 14 дней со дня покупки. Для этого необходимо сначала обратиться к кредитору с заявлением об отказе от договора потребительского кредита, а уже потом к продавцу с заявлением о возврате товара.
Куда обращаться, в случае нарушения прав потребителя:
- в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба):
- Почтовый адрес: 01001, г. Киев, ул. Б. Гринченко, 1.
- E-mail: econsumer-info@dpss.gov.ua.
- Круглосуточная «горячая линия» (call-центр): +380(50)230-04-28 или (044)364-77-80.
- Почтовый адрес: 01001, г. Киев, ул. Б. Гринченко, 1.
- в суд за защитой нарушенных прав.
По информации Координационного центра по предоставлению юридической помощи