После того, как Украина ввела карантин, туристы массово пытаются сдать билеты и отказаться от приобретённых туристических туров.
Общие правовые, организационные и социально-экономические основы реализации государственной политики Украины в области туризма определяет Закон Украины «О туризме» № 1282-IV, который направлен на обеспечение закреплённых Конституцией Украины прав граждан на отдых, свободу передвижения, охрану здоровья, на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, удовлетворение духовных потребностей и других прав при осуществлении туристических путешествий. Он устанавливает основы рационального использования туристических ресурсов и регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением туризма на территории Украины.Согласно ст. 20 Закона Украины «О туризме» каждая из сторон договора может требовать внесения изменений или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
- ухудшение условий путешествия, изменение сроков путешествия;
- непредвиденное увеличение транспортных тарифов;
- введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов и других обязательных платежей;
- резкое изменение курса национальных валют;
- другие основания, по договорённости сторон.
Ответственность по договору между туроператором и турагентом определяется в соответствии с общими положениями об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором, заключенным между ними, а также Законом Украины «О туризме». То есть, турагент в этом случае выполняет роль посредника, который действует от имени, в интересах, под контролем и за счёт туроператора (ч. 1 ст. 295 Хозяйственного кодекса Украины).
Поэтому, если туристу не предоставлена услуга, в большинстве случаев должен отвечать перед ним именно туроператор.
Требовать возмещение у туристических фирм клиент может всегда, но будет ли такое требование успешным, зависит от многих факторов и, в первую очередь, от условий договора заключенного с туроператором (турагентом). В данном случае важно вычитывать договор.
Ситуацию, сложившуюся после введения карантина и ограничения авиасообщения, можно рассматривать как форс-мажорные обстоятельства. Если договором, заключенным с туроператором, предусмотрено возмещение непредвиденных случаев, определённых договором, туроператор обязан вернуть Вам оговоренные средства, в противном случае — нет.
За ненадлежащее исполнение своих обязательств туроператор, турагент, другие субъекты туристической деятельности несут имущественную и другую ответственность, определённую в договоре в соответствии с действующим законодательством.
Как правило, большинство клиентоориентированных туристических агентств, предлагают своим клиентам дождаться нормализации ситуации и воспользоваться возможностью перепланировать свой отдых, перенести тур на другое время.
Итак, если Ваши права нарушены, в первую очередь Вам необходимо обратиться с письменным обращением к субъекту хозяйствования. Заявление необходимо написать в двух экземплярах, один экземпляр направить субъекту хозяйствования заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если субъект хозяйствования откажет в удовлетворении Ваших законных требований, Вы имеете право обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Госпродпотребслужбы по месту нахождения туроператора или турагента, если ответственность согласно заключенного договора возложена на него. В заявлении необходимо указать информацию о наименовании субъекта хозяйствования, а также приложить копии необходимых документов, договор, обоснованное обращение субъекта хозяйствования с указанием Ваших требований с отметкой о вручении или квитанции о направлении по почте, ответ на Ваше обращение (при наличии) и других документов, касающихся поставленного вопроса.
Попутно сообщаем, что согласно ч. 6 ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», исполнитель не несёт ответственности за невыполнение, просрочку выполнения или другое ненадлежащее выполнение обязательства и недостатки в выполненных работах или предоставленных услугах, если докажет, что они возникли по вине самого потребителя или вследствие действия непреодолимой силы.
Согласно ст. 34 Закона Украины «О туризме», споры по вопросам предоставления туристических услуг рассматриваются в установленном законом порядке третейскими судами и судами общей юрисдикции.
Посоветоваться по данному поводу со специалистами Главного управления Госпродпотребслужбы в Полтавской области можно по телефону общественной приёмной: (0532)60-66-47 и телефону Управления защиты потребителей: (0532)54-57-59 ежедневно с понедельника по четверг: с 09:00 до 18:00, пятница с 09:00 до 16:45, обеденный перерыв: с 13:00 до 13:45.