20 ноября 2012 года — знаковый день для всей Украины — ведь именно сегодня вступил в силу новый УПК — Уголовно-процессуальный Кодекс. Мужской онлайн-журнал M PORT решил разобраться: что это за штука, и чем она грозит нам, простым украинским парням (да и вообще, гражданам) — и нашёл десять принципиальных моментов:
Будет сидеть…. Я сказал! (Капитан Жеглов, Место встречи изменить нельзя)Попасть за решётку следственного изолятора (СИЗО) теперь можно лишь в крайнем случае, когда преступление уж очень серьёзное — например, связанное с насилием. В прочих ситуациях — домашний арест (с электронным браслетом на ногу, как в голливудских боевиках), личная порука или эффектный выход под залог (как в судебных драмах того же Голливуда). К тому же, нормы нового УПК не позволяют устанавливать срок ареста более чем один год.
Адвокатов нынче развелось… (Гусь, Бандитский Петербург)
Отныне защитить украинца в суде не сможет ни родственник, ни друг -, а лишь юрист, официально зарегистрированный в Едином реестре адвокатов. Правда, речь идёт только о судебных делах, открытых с 20-го ноября -, а не о старых, некоторые из которых тянутся уже годы.
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (Остап Бендер, Двенадцать стульев)
В случае угрозы пожизненного заключения, обвиняемый украинец имеет право апеллировать к суду присяжных — те смогут определить не только виновность-невиновность, но и меру наказания.
Прошу эти слова занести в протокол! (Швондер, Собачье сердце)
Уголовных дел больше не будет — вводятся так называемые досудебные расследования. И проводить их будут по каждому заявлению от граждан, вводя данные в единый Реестр. Грубо говоря, в РОВД тебе не смогут отказать в регистрации твоего заявления, как это частенько бывало раньше.
Нам конец! Это тот самый судья Дредд! (Преступники, Судья Дредд)
В сердце украинского судьи отныне нет места сомнению: либо оправдательный приговор, либо обвинительный — третьего не дано. Как нельзя и отправлять дело на доследование. Эксперты уверены: с таким подходом фраза «не виновен» будут куда чаще звучать в украинских судах.
Чистосердечное признание облегчает понимание (Народный фольклор)
Пальцы, зажатые в дверях кабинета РОВД или же традиционные удары по почкам милицейской дубинкой обещают кануть в Лету: отныне явка с повинной перестаёт работать, как доказательство твоей вины. Вместо этого придётся попотеть следователю, пытаясь подтвердить её для суда. Хотя «чистосердечное признание» всё же будет учитываться при вынесении приговора. По сути, это же и есть долгожданная Презумпция Невиновности, не так ли?
Ваш самогон — вещественное доказательство! (Милиционер Грищенко, Зелёный фургон)
Доступ к вещам или документам украинцев милиция теперь получает только в одном случае — с разрешения суда. Как и наложение на них ареста или изъятие. Не получится у парней в погонах и провести обыск, не имея в кармане подписанной судьёй бумажки. Правда, есть некоторые сомнения:, а судьи, как говорится, кто?
А что вообще в мире делается? — Стабильности нет! (Николай, Москва слезам не верит)
С 20-го ноября суды начнут собирать показания с чужих слов — то есть, реально прислушиваться к сплетням и слухам дворовых бабушек. И главное: человек, распространяющий эти слухи, ответственности за них нести не обязан. Юристы считают статью 97 Показания с чужих слов одну из наиболее спорных в новом УПК.
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться… (Мюллер, Семнадцать мгновений весны)
Несмотря на то, что попасть в СИЗО якобы станет сложнее, просидеть ночь в «обезьяннике» простому украинцу отныне, наоборот, проще: новый УПК предусматривает более жёсткие нормы реагирования милиции даже на небольшие правонарушения — теперь их можно квалифицировать, как уголовные проступки. И, соответственно, забрать с собой «до выяснения».
Усы, лапы и хвост — вот мои документы! (Кот Матроскин, Трое из Простоквашино)
И последнее: с принятием нового УПК опытные юристы настоятельно советуют не выходить из дома без паспорта в кармане — или другого документа, удостоверяющего личность.
11 комментарів