» » » Они били Валентину битой по голове... Суд освободил нападавших от отбывания наказания
12:31 Вівторок 0 2 772
12:31, Вівторок, 26 грудня 2006

Они били Валентину битой по голове... Суд освободил нападавших от отбывания наказания

Вряд ли кто-то из кременчужан чувствует себя в родном городе в безопасности. Мы напряженно ходим по темным улицам, боимся возвращаться с ночной смены и со страхом заходим в подъезд. И регулярно слышим жуткие истории о нападениях и убийствах, которые произошли почти рядом. Пробежав по опасному городу, мы переводим дыхание на своих теплых кухнях, плотно закрываем двери и спрашиваем друг друга: почему так много преступников в Кременчуге? Почему их становятся еще больше? Почему они остаются безнаказанными? Возможно, наш материал о том, как совершается правосудие в Кременчуге, даст ответ на эти вопросы.
altВ августе текущего года мы опубликовали серию материалов о реальном правосудии в Кременчуге. Мы рассказали историю Валентины Нетребы – администратора одного из игровых залов «Копейка» в Крюкове. Ночью на работе на нее напали двое преступников, покалечили битой и забрали деньги из кассы. Нападавших задержали той же ночью – с битой, с черными шапочками для “маски-шоу” и с похищенными деньгами. Задержала их государственная служба охраны и служебная собака Терри. Началось следствие, и со временем уголовное дело передали в Крюковский районный суд. Мы рассказывали о ходе судебных слушаний (“Свидетели долго не живут!”). Тогда мы пообещали рассказать читателям о финале этого уголовного дела и о судебном приговоре. Сегодня мы выполняем свое обещание. Но прежде, чем говорить о приговоре, напомним ход событий. Ведь по этому делу был немало странного.

Мальчики из соседнего двора

Нападавшие оказались преступниками с соседней улицы. Родители одного из них даже были знакомые с мужем потерпевшей Валентины Нетребы. Один из преступников, К. – украинец, совершеннолетний. Второй, Г. – несовершеннолетний представитель ромской народности (на момент данной публикации ему уже исполнилось 18 лет). Они часто играли в «Копейке», где работала потерпевшая. И в конечном итоге решили “бомбонуть” тетю Валю. А когда пошли на дело, то лупили по тете не просто кулаками, а битой по голове. Еще и добавили металлическим пистолетом-зажигалкой. Тетя упала в лужу собственной крови, а нападавшие побежали за деньгами к кассе. Так спешили, что пробежали прямо по лицу жертвы, которая лежала в проходе. След протектора потом с ее лица месяц не сходил.

Суд освободил нападавших под подписку о невыезде

Уголовное дело по факту нападения возбудили по ст. 187, ч. 3 УКУ – разбой с проникновением в жилье и другие помещения. Преступление квалифицируется, как тяжелое. Как нам объяснили в городской прокуратуре Кременчуга, обычно, подозреваемых в таких преступлениях до суда содержат под стражей – ведь по 187-ой статье светит лишение свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет с конфискацией имущества. Понятно, что у подозреваемого может возникнуть желание скрыться от следствия. Или же попробовать повлиять на жертву и свидетелей обвинения.

Впрочем, судью Крюковского райсуда Демиденко такая перспектива не смутила. Он вынес решение об освобождении обоих подозреваемых из-под стражи (сначала их все-таки закрыли на 10 суток) под подписку о невыезде. И это была первое, на наш взгляд, странное решение.

Прокурор ошибается дважды

Прокуратура Кременчуга обжаловала такое решение суда. Прокурор милицейской группы Рябенко сделала два апелляционных (относительно каждого из подозреваемых) представления. Но по странному стечению обстоятельств, госпожа прокурор отправила оба представления с опозданием – и суд вернул их без рассмотрения. Это было второе, на наш взгляд, странное поведение. Неужели опытный прокурор не знает сроков представления апелляционных материалов? Или он просто не заинтересован в рассмотрении апелляции?

Мы обратились за комментарием к госпоже Рябенко. Ответ был таким: “Я категорически отказываюсь общаться с вами на эту тему!” Странно, чем эта тема такая неприятная?

Свидетелям начинают угрожать

После того, как суд освободил из-под стражи подозреваемых в нападении на Валентину Нетребу, с потерпевшими и свидетелями по делу начали происходить неприятные вещи. Так, мужу потерпевшей Нетребы, Анатолию Нетребе, несколько раз звонили на мобильный неизвестные с угрозами “переломать ноги, если не прекратит бегать по прокуратурам и искать справедливости”. Анатолий Нетреба также заявляет, что ему звонили по телефону родители обвиняемого Г., несовершеннолетнего представителя ромской народности. Они просто, по-соседски, предупредили, что сожгут дом, если Толя не угомонится. Анатолий Нетреба подал заявление (15 мая 2006 г.) относительно совершаемого на него давления, в Крюковский райотдел милиции. В заявлении он указал телефонные номера, с которых ему звонили.

Но так случилось, что крюковские милиционеры не нашли времени провести соответствующую проверку – уже и дело передали в суд, а материалов проверки в нем так и не было. И это в августе – через три месяца после подачи заявления! Хотя по закону, милиционеры должны провести проверку в течение 10 суток (ст. 97 УПКУ).

Параллельно с семьей потерпевшей, угрозы в свой адрес получила и главный свидетель обвинения Наталья Ш. – именно она видела двух преступников, которые выбегали из «Копейки» после нападения на Валентину Нетребу. Как-то вечером, освобожденный судом под подписку подозреваемый К. подошел на остановке к дочери Натальи, Оле, и сказал передать маме, что “свидетели долго не живут!” Оля испугалась, и маме передала услышанное. Мама тоже испугалась, и написала заявление об угрозах в Крюковский райотдел милиции.

Вы будете смеяться, но так вышло, что у милиционеров опять не нашлось времени провести проверку по факту угроз. Уже на судебном заседании выяснилось, что рапорта о проведенной проверке в материалах дела тоже нет. И это было третьим, по нашему мнению, странным обстоятельством по этому странному делу. Выходит, милиционерам начхать на безопасность потерпевших и свидетелей?

«Адвокат дьявола»

В конечном итоге, уголовное дело все-таки передали в Крюковский районный суд. Подозреваемые Г. и К. стали обвиняемыми в совершении тяжкого преступления. Интересы обвиняемого Г. в суде защищал адвокат Свириденко – бывший начальник Автозаводского райотдела милиции. Обвиняемого К. защищал адвокат Скиба – бывший следователь городской прокуратуры.

Адвокаты хорошо отработали свои гонорары. Особенно убедительно выглядел господин Свириденко. На судебных заседаниях он последовательно выстраивал трогательную историю о невинном несовершеннолетнем Г. – хорошем мальчике 11-класснике с прекрасными школьными характеристиками, который случайно, исключительно под воздействием плохих старших товарищей взял биту и начал молотить ею по голове жертвы. Мы слушали выступления адвоката Свириденко, как песню. Хотя и странно было слышать, насколько адвокат Свириденко убежден в добродетелях своего подзащитного. Тем более странно, что господин адвокат отслужил 20 лет в милиции и регулярно задерживал таких “хороших” мальчиков с битами в руках. Он прекрасно знает, чего они стоят. Собственно, поэтому у нас и вертелось в голове все время старое голливудское кино «Адвокат дьявола».

Встать. И не падать. Суд идет!

В конечном итоге, 2 октября 2006 года, Крюковский районный суд (председательствующий судья Хиневич) вынес приговор нападавшим, которые били Валентину Нетребу битой, потом пистолетом-зажигалкой, а затем наступили ей на лицо и ограбили кассу. Разбой – тяжкое преступление. Напомним, ст. 187, ч. 3 – по которой осуждены Г. и К. – предусматривает лишение свободы на срок от 7-ми до 12-ти лет с конфискацией имущества. Прокурор (юрист ІІ класса Рябых) требовал назначить такое наказание: 7 лет лишение свободы обвиняемому Г., и 8 лет лишение свободы обвиняемому К.

Суд освободил осужденного К. от отбывания наказания с испытательным сроком 3 года. Суд также освободил осужденного Г. от отбывания наказания с испытательным сроком 2 года.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд назвал искреннее раскаяние подсудимых и активное содействие раскрытию преступления. Также суд отметил, что пришел “к выводу о возможности исправления и перевоспитания осужденных К. и Г. без отбывания наказания в условиях, связанных с изоляцией от общества”.

Мы выслушали приговор и поняли, что ничего не понимаем. Например, о каком искреннем раскаянии идет речь? В комментариях к Криминальному кодексу “искреннее раскаяние” определено, как наличие критической оценки лицом собственных деяний. Отсидев много часов на судебных заседаниях, мы этого искреннего раскаяния не увидели. Возможно, мы плохо видим. Активное содействие подсудимых раскрытию преступления также осталось для нас загадкой. Преступников задержали через полчаса после разбоя – взяли с окровавленной битой и украденными деньгами. Место преступления и его время также были известны. Каким же образом они способствовали раскрытию этого преступления?

Но самой большой загадкой для нас стала уверенность суда в том, что парочка кровавых крюковских бейсболистов исправится и перевоспитается без отбывания наказания. Возможно, суд знает что-то такое интересное, чего мы не знаем? Потому что, мы знаем только то, что эта парочка упорно отрабатывает удары бейсбольной битой на головах граждан. И мы не видим никаких оснований для того, чтобы их поведение радикально изменилось в сторону улучшения. Впрочем, нашего мнения никто не спрашивал. Закон дает судье исключительное право выносить решение, руководствуясь собственными убеждениями.

После объявления приговора мы общались с потерпевшей Валентиной Нетребой. Валентина сказала: “Я чувствую только одно отчаяние. Я была одна. Эти подонки били меня по голове, топтались по лицу, поломали левую руку – пальцы до сих пор не работают, а я левша! Весь этот год я только болею и боюсь. А их не осудили. Они хвастались, что их не осудят, и не осудили! Мы живем рядом. Что будет со мной? Кто-то об этом подумал?”

Потерпевшая Валентина Нетреба подала апелляционную жалобу на приговор Крюковского суда. Мы сообщим читателям решения апелляционного суда.

Милиция способствует преступникам

В этой невеселой истории отдельная очень важная тема – безопасность жертвы нападения и свидетелей нападения в ходе следствия и судебного разбирательства дела. Безопасность им должна обеспечивать местная милиция. Мы поинтересовались, исполняет ли милиция свои обязанности?

Майор заблудился в трех телефонах

Напомним, после того, как подозреваемых в нападении Г. и К. суд освободил под подписку о невыезде, на мобильный мужу потерпевшей Валентины Нетребы начали поступать звонки с угрозами – сжечь дом, переломать ноги и пр. Звонили ночью – в 22.23 и в 23.37. Ночные звонки всегда тревожные, а с предложениями сжечь дом – тем более. Анатолий Нетреба подал заявление об угрозах в Крюковский райотдел милиции. В нем он указал номера, с которых ему звонили на мобильный.

Среди судебных материалов по делу подшит и результат милицейской работы – Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту угроз. Постановление вынес участковый инспектор Крюковского РО майор милиции Щетинин, он же проводил проверку обстоятельств. Товарищ майор пишет, что “установить местонахождение телефонов-автоматов, с которых поступали звонки с угрозами, оказалось невозможным”.

Мы искренне удивились тому, что майор заблудился в трех телефонах. Ведь связисты фиксируют расположение и перемещение всех городских телефонов-автоматов. Разве майор не мог к ним обратиться? Ведь номер телефона-автомата указал в своем заявлении пострадавший Нетреба? На наш вопрос, мог ли милиционер получить информацию относительно расположения телефонов-автоматов, начальник Центра электросвязи №3 Полтавской дирекции ОАО «Укртелеком» господин Дряпика ответил: “Да, по официальному письменному запросу офицер получил бы информацию относительно расположения телефона-автомата”.

Кстати, тот же вопрос мы задали знакомому офицеру уголовного розыска. Ответ был аналогичный: “Номер автомата у него был? Тогда какие проблемы? Идешь ножками в «Укртелеком» и получаешь то, что тебе нужно”.

Почему же майор Щетинин не пошел? Он ножками не ходит? Или его поощрили, чтобы не ходил?

Старлей с девушками не разговаривает

Еще одна серия угроз касалась свидетеля обвинения Натальи Ш. – именно она видела, как два преступника выбежали из «Копейки» после нападения на Валентину Нетребу. После того, как суд освободил подозреваемых под подписку о невыезде, подозреваемый К., находясь в нетрезвом виде, подошел к дочери Натальи, Оле, и сказал передать маме, что “свидетели долго не живут”. Рядом с Олей была еще одна девушка, которая слышала этот неприятный диалог. Наталья обратилась в Крюковский райотдел милиции с заявлением – еще летом. Тогда же мы разыскали девушек и пообщались с ними.

Милиция провела проверку, а по ее результатам вынесла опять-таки Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту угроз. Проверку проводил, и постановление писал старший оперуполномоченный Крюковского райотдела милиции старший лейтенант Пасечник. В постановлении старший лейтенант пишет: “В ходе проверки установлено, что угроз со стороны гражданина К. не было, о чем свидетельствуют показания г-на Г.С.” Свидетель Г.С. (приятель подозреваемого К.) утверждает, что фразу о свидетелях К. сказал, шутя.

Хорошо, пусть у них такие шутки. Но есть еще девушки, которым угрожали. Об их показаниях в милицейском постановлении ничего не сказано. Поэтому мы во второй раз разыскали девушек и поинтересовались, разговаривал ли с ними милиционер Пасечник или кто-то другой? Оля сказала: “Меня в милицию не вызывали и никто со мной не говорил”. Девушка, которая в тот вечер была рядом с Олей, ответила почти так же: “С тех пор, как мы с вами летом разговаривали, ни один милиционер меня об этом деле не спрашивал”.

Почему милиционер Пасечник не опросил девушек? Почему он поговорил только с приятелем подозреваемого? И на основании лишь его свидетельств вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Вообще, как нам квалифицировать действия и первого, и второго офицеров милиции? Как безграмотность? Лень? Или это действия в интересах третьих лиц?
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Криминал / Видео / Фото 14:56 Четвер 0 511 Поліція встановлює обставини ДТП, в якій одна людина загинула та п‘ятеро травмовано Дорожньо-транспортна пригода сталася 16 березня близько 19:00 неподалік села Мала Кохнівка Кременчуцького району. Поліція розпочала кримінальне провадження.