1 июля истекает срок, в течение которого владельцы скутеров обязаны их зарегистрировать в Государственной автомобильной инспекции. С первых дней июля гаишники должны штрафовать скутеристов без регистрации. В Кобелякском, Новосанжарском, Решетиловском и Козельщинском районах до сих пор не прошёл государственную регистрацию ни один скутер.
Первой согласилась зарегистрировать свой мопед «Хонда Дио» предприниматель из Кобеляк Инна Филоненко, 34 года. В Кобелякский отдел регистрационно-экзаменационной работы, в 12 км от райцентра в селе Бутенки, Инна Филоненко приехала после обеда.— Посетителей было немного, — вспоминает. — Думала, быстренько зарегистрируют мопед, и поеду домой.
Инну первым делом отправили к эксперту. Сказали сначала оплатить две суммы — 84 грн. и 238 грн. 39 коп.
— 84 гривны ушли на счёт «Полтава-информ-ресурс ГП МВД». За что — неизвестно, — рассказывает. — 148,74 гривны — технический осмотр, 60,85 — определение объёма двигателя, 28,8 гривны — компьютерные услуги.
После оплаты с экспертом Андреем Деречей пошли к скутеру. Он начал искать на мопеде номера двигателя и рамы. Чтобы определить год выпуска и объём двигателя, начал звонить в Полтаву.
— Сообщил по телефону марку мопеда и номера агрегатов, — говорит Инна. — Через некоторое время ему сказали, что объём двигателя скутера — 49 кубических сантиметров. А год выпуска — 1996-1999-й. Спросила, как это определили, и эксперт сказал, что по названию нашли в какой-то базе данных в интернете. За это я заплатила целых 90 гривен, — смеётся.
Отмечает, больше всего времени ушло на то, чтобы узнать, как писать заявление и объяснение, требующиеся при регистрации скутера. Оказалось, установленной формы этих документов нет. В отделе её составили при Инне.
Документ о регистрации Филоненко не получила. Ей сообщили, что придётся пройти ещё несколько процедур.
— Пакет документов, необходимых для регистрации скутера, будет направлен в областное управление ГАИ, — рассказывает Олег Олефиров из Кобелякского отдела регистрационно-экзаменационной работы. Там скутер проверят на угон. Потом придётся заплатить за номерной знак и за свидетельство о регистрации или временный талон.
После этого следует также заплатить за технический осмотр, за талон о его прохождении и транспортный сбор. Ориентировочная сумма — около 1 тыс. грн.
Большинство владельцев скутеров убеждены, что регистрацию или отменят, или отсрочат.
Начальник Госавтоинспекции Кобелякского района Владимир Голтвянский сообщает, что указания штрафовать скутеристов с 1 июля не поступало. Хотя за управление транспортным средством без регистрационных документов предусмотрен штраф до 255 грн.
Удостоверение нужно с 1 июля
Водителям мототранспорта с объёмом двигателя до 50 куб. см водительское удостоверение категории «А1» понадобится с 1 июля.
— Есть большая вероятность, что эту дату могут отсрочить, — говорит Наталья Варченко из областной Госавтоинспекции. — В 11 городах и райцентрах области, где есть наши регистрационно-экзаменационные отделы, в автошколах можно пройти обучение и сдать экзамен на категорию «А1». Если водитель имеет удостоверение категории «А», «В», полученное с 24 сентября 2008 г., и он управляет транспортом, может просто обменять удостоверение, заплатив 350 гривен.
Если удостоверение получено до 16 марта 2010 года, нужно пройти 20 часов практического вождения на мопеде в автошколе и сдать экзамен. Подготовка стоит 900 грн., ещё надо купить 10 л бензина и 300 г масла.
Мопеды перестали покупать
В магазинах, продающих скутеры и мопеды, из-за введения обязательной государственной регистрации мототранспорта с рабочим объёмом двигателя до 50 куб. см с весны упали продажи.
— У нас они просто остановились. И не из-за введения регистрации, а только из-за угрозы введения, — говорит 56-летний Владимир Федоренко, владелец магазина «Мотос» в Полтаве. — Распродают те скутера, которые завезли раньше, на 20 процентов дешевле в долларовом эквиваленте. В гривнах выходит дешевле на 5 процентов.