Вступившие в силу с 1 января повышенные акцизы на топливо на фоне продолжающегося с конца прошлого года роста нефтяных котировок на мировых биржах спровоцировали значительное подорожание нефтепродуктов как в оптовом, так и в розничном сегментах украинского рынка.
В отличие от крупнооптовых трейдеров, владельцы АЗС повышали цены постепенно, подчёркивая, что пока не закладывают в стоимость новые ставки акцизного сбора, планируя сделать это ближе к третьей декаде января. Согласно подсчётам розничников, средняя цена популярного бензина А-95 на заправках должна быть на уроне 9,3-9,5 грн/л. В случае продолжения роста нефтяных котировок на мировых биржах некоторые трейдеры уже называют цифры — 10 грн. за литр «пятого» в рознице.Новый год украинский рынок нефтепродуктов начал с повышения цен — увеличение акциза на топливо на EUR50, до EUR182/т добавило около 500 грн. к цене тонны импортного топлива в крупном опте. Однако реакция внутренних производителей, в частности «Укртатнафты», на повышение цен импортёрами превзошла самые смелые ожидания участников рынка. Так, бензин А-80 производства Кременчугского НПЗ подорожал по сравнению с 28.12.10 г. на 700 грн., до 9950 грн/т (на базисе FCA Кременчуг, Полтавская обл.).
Следует отметить, что с января Кременчугский НПЗ начал производить высокооктановые бензины в соответствии со стандартами ДСТУ 4839:2007 (аналог Евро-4). Цена «нового» А-92 в прайсах завода указана на уровне 10850 грн/т (дороже на 1500 грн. по сравнению с 28.12.10 г.). Бензин А-95 Кременчугский НПЗ предлагал по 11000 грн/т (дороже на 1250 грн).
В то же время, по словам участников рынка, НПЗ практически не отгружает продукцию на свободный рынок. Перейдя на новые стандарты качества, завод значительно снизил объёмы производства и теперь работает преимущественно для потребностей сети АЗС группы «Приват», контролирующей предприятие.
Аналогичная ситуация и с дизельным топливом. С нового года Кременчугский НПЗ предлагал к реализации арктическое ДТ (по 8900 грн/т), однако трейдеры отмечают, что реально продукция не отгружается на свободный рынок.
Не остались в стороне от ценового роста Лисичанский и Шебелинский заводы, повысившие свои цены в среднем на 190-770 грн. При этом трейдеры отмечают ограничения в отгрузке топлива с этих двух предприятий, несмотря на предложения всех видов топлива.
В сегменте импорта при росте цен сократилось количество предложений. Трейдеры объясняют такую ситуацию тем, что часть компаний не торгуют, заняв выжидательную позицию. Кроме того, на ситуацию на рынке влияют зимние каникулы, на которые до третьей декады января ушли отдельные игроки.
Розница
Резкий рост оптовых цен моментально отразился на стоимости топлива у розничных операторов, некоторые из которых ещё не закладывают повышенный акциз в себестоимость реализуемого топлива. Однако отдельные операторы уже вынуждены закупать нефтепродукты по новым ценам, увеличивая соответственно и показатели на стелах своих АЗС. Таким образом, с декабря розничные цены на все виды нефтепродуктов выросли в среднем на 50-60 коп. и, по словам владельцев АЗС, будут расти и далее.
Так, согласно расчётам специалистов крымской корпорации «ТЭС», управляющей более 80 АЗС в Крыму, бензин А-95 к концу января может подорожать до 9-9,2 грн/л. «Следом за импортёрами синхронно поднимают свои цены и украинские заводы-производители. Поэтому Антимонопольному комитету следовало бы обратить внимание, в первую очередь, на ценообразование на НПЗ», — считает директор корпорации Антон Раскин.
Со средним уровнем розничной цены на «пятый» бензин выше 9 грн/л согласны и во львовском концерне «Галнафтогаз» (розничный бренд OKKO), а также в волынском «Укр-Петроле».
Большинство трейдеров также сходятся во мнении, что при сохранении роста мировых котировок нефти и нефтепродуктов, а также с учётом акциза на топливо экономически обоснованная средняя цена на А-95 должна составить около 9,30 грн/л, а на дизтопливо — около 8 грн/л.
В то же время розничники отрицают наращивание объёма прибыли за счёт роста цен. Так, директор волынской компании «Укр-Петроль», оперирующей более 90 АЗС, отмечает, что с учётом роста акциза и мировых цен на нефть маржа в розничной торговле нефтепродуктами не выросла, а сократилась. «И если какая-то из компаний смогла создать большие запасы топлива в прошлом году, купив его по низким ценам, как утверждают в профильном министерстве, то для этого привлекались кредитные средства, а это тоже требует дополнительных затрат», — отметил А.Томашук.
Сказал своё слово и Антимонопольный комитет, возбудивший дело по факту необоснованного роста цен на А-95 и А-92 в декабре основными операторами рынка (18 субъектов). Расследование может продлиться 2-3 мес., но если окажется, что цены завышены, трейдерам грозит штраф до 10% годового оборота. Однако розничники сомневаются, что ведомству удастся заставить компании снизить цены.
Екатерина Балаева
4 комментаря