Правительство создаёт очередные предпосылки для роста цен на автозаправках. Мининфраструктуры предложило добиться дополнительных поступлений в бюджет в размере 4,36 млрд грн. за счёт повышения на 10% акциза на бензин и более чем в пять раз — на дизельное топливо. Это приведёт к увеличению цен, а также создаст условия для наводнения рынка импортным низкокачественным топливом, отмечают эксперты.
Мининфраструктуры предлагает предусмотреть в законе «О государственном бюджете на 2012 год» повышение ставки акцизного сбора на бензин с 182 до 200 евро за тонну, а на дизтопливо — с 42-90 до 120 евро за тонну, говорится в письме заместителя министра инфраструктуры Константина Ефименко главе Минфина Фёдору Ярошенко от 21 сентября (копией располагает «Ъ»). Кроме того, в Мининфраструктуры настаивают на отмене действующей сейчас дифференцированной ставки на дизельное топливо. За счёт повышения акцизов планируется получить дополнительные 4,36 млрд грн. для финансирования автодорожного комплекса Украины.В Минэнерго инициативу официально не комментируют. Между тем, по словам источника «Ъ» в министерстве, там к ней относятся отрицательно. Собеседник «Ъ» отметил, что после введения в начале 2007 года дифференцированных акцизов на дизтопливо два предприятия — Лисичанский и Кременчугский НПЗ — инвестировали в новое оборудование, позволяющее производить топливо по стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Благодаря этому доля дизтоплива, соответствующего «Евро-4», на рынке в этом году выросла с 15% до 95%. Сейчас указанные заводы готовятся к переходу на стандарт «Евро-5».
«На Лисичанском НПЗ уже получены пробные партии дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, — сообщил собеседник «Ъ». — То есть можно констатировать, что дифференцированный акциз даёт положительные результаты, и, если наша нефтепереработка всё-таки переживёт нынешнее засилье импорта, через год-два мы будем производить только экологически чистое топливо «Евро-5». В противном случае реализация проекта может застопориться на стадии пробных партий».
В пресс-службе «ТНК-BP Коммерс» считают, что повышение ставок акцизного сбора противоречит Бюджетному кодексу, согласно которому со следующего бюджетного года все налоговые изменения должны в установленном законодательством порядке приниматься, подписываться и публиковаться до 15 августа года, предшествующего бюджетному. В компании считают, что увеличение ставок акцизного сбора приведёт к дополнительному давлению на потребительский рынок, а также лишит нефтетрейдеров стимулов производить или импортировать топливо высокого качества. Это в свою очередь обернётся поступлением на рынок продукции, не соответствующей европейским стандартам качества.
Гендиректор сети «Донецкойлсервис» Виктор Мартиросян отмечает, что повышение акциза отразится на стоимости нефтепродуктов. «Если ставка на бензин увеличится на 18 евро за тонну, это может привести к подорожанию литра топлива в рознице на 20 коп.», — отмечает нефтетрейдер. По его словам, с ДТ всё гораздо сложнее, потому как после увеличения ставки на 58 евро за тонну оно будет стоить столько же, сколько сейчас бензин А-95.
«Но стремительный рост стоимости ДТ может потянуть вверх и цены на бензин», — отмечает Виктор Мартиросян.
Аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко указывает на то, что повышение ставок акцизного сбора может привести к падению объёмов продаж нефтепродуктов.
«Мы видим, что рост цен на бензин в этом году стал причиной снижения объёмов продаж в рознице на 5% и падения розничной реализации по итогам восьми месяцев в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Теперь ситуация может обернуться ещё и аналогичным падением продаж дизельного топлива, а это значит, что Мининфраструктуры не получит ожидаемых поступлений», — говорит Александр Сиренко.
Олег Гавриш
1 комментар