В недавно принятом бюджете Кременчуга на 2014-й год отдельной строкой проходят расходы на обслуживание кредитов и долговых обязательств. Сумма немаленькая. Учитывая то, что бюджет Кременчуга является годовой сметой городской громады, то есть общим бюджетом всех кременчужан, журналист задался вопросом: «За что и сколько задолжал наш город?».
Троллейбусный бизнес-ходЗа 13 новых троллейбусов, которые появились на улицах Кременчуга с 1 июня прошлого года, городу придётся рассчитываться ещё 2 года. Как известно, технику приобрели в основном за средства муниципальных облигаций. Сумма внутреннего местного займа составила 25 млн грн. на условиях уплаты 14% годовых. Именно на выплату этих процентов в городском бюджете текущего года предусмотрено 3,5 млн грн. А в 2015 году, кроме процентов по облигациям, город должен будет погасить уже и саму сумму займа — 25 млн грн.
Других кредитов, по словам заместителя мэра, начальника финансового управления Татьяны Неиленко, город не брал, однако предоставлял финансовые гарантии, следовательно, должен будет платить и по ним.
Так, несколько коммунальных предприятий для приобретения новой техники и оборудования с разрешения городского совета брали кредиты под залог своего имущества. Но платить проценты, а иногда и погашать эти кредиты также приходится городскому бюджету. В последние годы такие заимствования осуществляли ДРСУ, КП «Горсвет», КАТП-1628. В городском бюджете ежегодно предусматривается возмещение процентов по кредитам коммунальных предприятий.
За контейнеры для раздельного сбора мусора Кременчуг платит и до сих пор
В 2014 году КАТП-1628, а точнее город, наконец-то, полностью рассчитается за приобретённые на условиях товарного кредита в 2008 году у немецкой фирмы Schafer 880 контейнеров для раздельного сбора бытового мусора. Эти контейнеры стоили городу 11,1 млн грн., нынешний, последний платёж составляет 1,166 млн.
Стоит напомнить, что почти три года более половины дорогих немецких контейнеров пылились на территории КАТП-1628, потому что на их обслуживание у предприятия не хватало мусоровозов. И только в начале 2012 года эту проблему удалось решить.
Кстати, в прошлом году за собранное вторсырьё (пластик, стекло, макулатуру) КАТП-1628 получило 363 тыс. грн. дохода. Прибыль, учитывая затраты на перевозку сырья, была значительно меньшей.
Неэкономная экономия
6,7 млн долларов (52,2 млн грн.) составляет размер кредитной линии Международного банка реконструкции и развития, предоставленной коммунальному предприятию «Кременчугводоканал» 4 года назад. Соглашение об открытии кредитной линии было подписано в 2010 году между кременчугским водоканалом, руководством города и Министерством ЖКХ и Минфином. Кредит предоставлен на реконструкцию устаревшего энергоёмкого оборудования водоканала сроком до 2027 года под 4% годовых. Реально сейчас по нему выплачивается около 1% годовых. Согласно условиям, первый срок погашения этого кредита приходился на 2013 год, рассчитывали на то, что предприятие сэкономит определённые средства на электроэнергии за счёт внедрения новейшего оборудования и сможет расплачиваться ими и собственными средствами. Уже тогда, в 2009 году, Госфининспекция высказывала сомнения относительно способности КП «Кременчугводоканал» вернуть кредит, так как предприятие все последние годы работало с убытками. А повысить стоимость своих услуг не имело возможности, потому что тарифы на водоснабжение и водоотведение в Украине устанавливает Национальная комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг. Даже сейчас с ныне действующими тарифами возмещается лишь две трети себестоимости услуг водоканала. Именно поэтому гарантом выплат по кредиту выступил город.
В течение 2011-2013 годов за средства МБРР в Кременчуге установили новые насосы на канализационных сооружениях, водоочистных и подкачивающих станциях. Всего было реализовано три проекта, что принесло водоканалу в 2013 году экономию электроэнергии на 3,4 млн грн. Но предприятие так и не стало прибыльным. По словам гендиректора КП «Кременчугводоканал» Виктора Солодяшкина, в прошлом году убытки предприятия составили 20,5 млн грн.
Поэтому в 2013 году первые выплаты по кредиту — более 3,5 млн грн., были осуществлены из городского бюджета. В 2014 году на погашение основной суммы субкредита и уплату процентов и маржи в бюджете предусмотрено уже свыше 3,8 млн грн. Сроки уплаты — 15 апреля и 15 октября.
Долги перед государством
В прошлом году из-за невыполнение городского бюджета по поступлениям Кременчуг был вынужден обращаться в Минфин за помощью и получил 8 среднесрочных займов из Госбюджета на общую сумму 94,5 млн грн. Эти деньги пошли на финансирование защищённых статей бюджета: выплату зарплат бюджетникам, энергоносители и т.д. Формально 94,5 млн грн. является долгом города, правда, проценты по ним платить не нужно. В мэрии надеются, что эту задолженность спишут. И не только Кременчугу, но и другим городам, которые оказались в похожей ситуации из-за необоснованно завышенных показателей доходов, установленных Министерством финансов.
— Мы работаем над этим вопросом. Внесли соответствующие предложения при формировании Госбюджета-2014, подключили коллег из других городов и народного депутата от Кременчуга Юрия Шаповалова, — пояснила заместитель мэра, начальник финансового управления Татьяна Неиленко.
По словам вице-мэра, в этом году ситуация повторяется. Если в прошлом году сумма невыполнения городского бюджета по доходам составляла около 120 млн грн., то в 2014 году, по предварительным прогнозам город недополучит 70 млн грн. Но это при условии, что городские предприятия будут работать не хуже, чем в прошлом году. Для содержания бюджетных отраслей мэрии снова придётся брать среднесрочные займы, а это означает, что долг Кременчуга перед государством будет расти.
Татьяна Неиленко надеется, что ситуация 2012 года, когда Минфин изъял из городского бюджета 13 млн грн. среднесрочного займа, полученного городом в 2009 году, больше не повторится.
— В 2012 году было перевыполнение бюджета и сумма долга была незначительной. Если даже допустить, что в 2015 году мы будем иметь перевыполнение, то забрать из городского бюджета такие огромные средства просто невозможно. Это поставит город на колени. Я надеюсь, что ума у них должно хватить, чтобы этого не делать, — отметила вице-мэр.
Стулья – утром, деньги — через год
Ноу-хау 2013 года — кредиторская задолженность городского бюджета, которая возникла в связи с задержкой прохождения бюджетных платежей через Госказначейство. Как следствие — исполнители работ, услуг и поставщики товаров, которые выполнили свои обязательства перед бюджетными организациями и учреждениями, денег за это так и не дождались.
Средства по платежам, которые не пропустило Госказначейство в прошлом году, были возвращены в бюджет Кременчуга и в январе 2014 года горсовет принял решение об их распределении. В частности были распределены 6,8 млн грн. из общего фонда, около 12 млн грн., бюджета развития, более 7,3 млн грн. экологического фонда и 800 тыс. грн. госсубвенций на ремонт дорог. Эти средства направлены на погашение кредиторской задолженности прошлого года.
«Самая старая кредиторская задолженность датируется маем 2013 года», — отмечает заместитель мэра по вопросам финансов Татьяна Неиленко.
Следовательно, общая сумма долга города, возникшей по вине Госказначейства, по состоянию на 1 января 2014 года достигла 27 млн грн.
КП «Кременчугводоканал» хочет получить ещё один кредит от Европейского банка
КП «Кременчугводоканал» подало заявку в Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ на проведение реконструкции водоочистной станции. Проект реконструкции со строительством новой степени очистки питьевой воды стоит 1,4 млн грн., а сама реконструкция — 200 млн грн. Если проект получит поддержку профильного министерства, то проектирование придётся делать за средства городского бюджета. А потом с готовым проектом коммунальное предприятие будет стараться попасть в программу Европейского банка, который предоставляет кредиты под очень низкий процент — до 1%. Но получить кредит КП «Кременчугводоканал» сможет только при условии предоставления финансовых гарантий со стороны городского бюджета. Так что вскоре размер гарантийных обязательств города может значительно возрасти.
Кредит на мост пока не берут
Средства на проектирование нового мостового перехода через Днепр в Кременчуге в мэрии надеются получить из Госбюджета. Решение горсовета 2013 года о возможности привлечения для этих целей кредита под государственные гарантии пока отложили. Ведь госгарантий под такой кредит правительство так и не предоставило, а самостоятельно возвращать его из городского бюджета Кременчугу не под силу.
По словам вице-мэра Татьяны Неиленко, в Государственном бюджете-2014 всё ещё не распределёнными остаются 3,4 млрд грн. Государственного фонда регионального развития. Постановление Кабмина по этому поводу должно быть принято до марта. Часть этих средств — более 1 млрд грн., будет выделено в качестве субвенций областным бюджетам и распределено областными советами.
Учитывая, что Госбюджет-2014 имеет социальную направленность, в мэрии надеются профинансировать за счёт этих средств несколько объектов в Кременчуге и направили соответствующие предложения в Киев и Полтаву. Обещал помочь в выделении средств на эти нужды и народный депутат от Кременчуга Юрий Шаповалов. Главными объектами, которые могут получить финансирование из Госбюджета, являются:
— проектирование нового моста через Днепр (35 млн грн.);
— строительство троллейбусной линии по ул. Красина (9 млн грн.);
— завершение строительства детсада-школы в квт. 278 (7,7 млн грн.);
— реконструкция детсада по ул. Манагарова (15 млн грн.);
— завершение реконструкции краеведческого музея (15 млн грн.);
— реконструкция отделения 2-й горбольницы под хоспис (4 млн грн.);
— реконструкция кардиологического отделения 3-й горбольницы (5,5 млн грн. и 2 млн грн. — на надстройку этажа).
Некоторые из этих объектов частично профинансированы из городского бюджета Кременчуга на 2014 год.
42,5 млн грн. — за троллейбусы
За 13 новых троллейбусов Львовского завода в прошлом году Кременчуг уплатил 32 млн грн. Из них 7 млн — деньгами из городского бюджета, а 25 млн грн. — муниципальными облигациями под 14% годовых. В течение трёх лет город должен платить по ним по 3,5 млн грн., после чего выкупить эти ценные бумаги. Таким образом, новые троллейбусы реально обойдутся городскому бюджету в 42,5 млн грн. (32 + 3,5×3), то есть около 3,3 млн грн. за каждый.
Новые троллейбусы за «живые деньги» в прошлом году стоили около 1,8-2 млн грн. Но таких денег у Кременчуга в таком количестве тогда не было. Впрочем, покупая троллейбусы постепенно за имеющиеся в городском бюджете средства, можно было купить в прошлом году 5 единиц электротранспорта (7 млн грн. + 3,5 млн грн., потраченные на проценты), в этом году 2 (3,5 млн грн. процентов), и в 2015 — ещё 2 (3,5 млн грн. процентов). А ещё 4 можно было бы докупить в следующем году, на что хватило бы 8-10 млн грн., а не 25, которые потребуются для выкупа коммунальных облигаций. То есть, покупая троллейбусы постепенно в течение 3-х лет, город мог бы сэкономить минимум 15 млн грн., которых хватило бы ещё на 7-8 троллейбусов. Такова цена кредита.
Долговой предел — 2014
В нынешнем городском бюджете Кременчуга по состоянию на 31.12.2014 года установлен предельный размер долга городского бюджета в сумме 25 млн грн. (долг за троллейбусы) и предельный объём предоставленных городских гарантий в сумме 45 млн грн. (долг КП «Кременчугводоканал»). 94,5 млн грн. долга за среднесрочные ссуды в городском бюджете в качестве долга не фиксировали.
Виктор Крук