» » » Топливный нокаут: на сколько ещё вырастут цены на бензин
15:24 П’ятниця 0 2 068
15:24, П’ятниця, 15 серпня 2014

Топливный нокаут: на сколько ещё вырастут цены на бензин

Топливный нокаут: на сколько ещё вырастут цены на бензинРезкий рост курса доллара не мог не отразиться на импортных товарах. И в первую очередь он ударил по кошельку автомобилистов — вслед за удорожанием доллара на 8,5% «рванули» на 9% вверх и цены на АЗС.
За последнюю неделю курс доллара по отношению к гривне вырос до исторического максимума — 13,09 грн/$ (на 14 августа). Что неизбежно повлекло за собой подорожание светлых нефтепродуктов на АЗС Украины. Так, по данным ГП «Госвнешинформ», популярная марка бензина А-95 подорожала в среднем на 9% с понедельника, 11 августа. Уже к пятнице, 15 августа, стоимость топлива составила 16,81 грн/л. Для дизельного топлива цена возросла на 4%, до 15,51 грн/л. Эксперты предрекают — подорожание будет продолжаться, пишет delo.ua.

Такое резкое повышение цен неудивительно и было прогнозированным ещё с начала текущего года. Около 80% нефтепродуктов, которые продаются в Украине, импортные. При этом снижение нефтепереработки на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) может сказаться на этом соотношении не в лучшую сторону: в стране ныне функционирует лишь один НПЗ — Кременчугский (входит в сферу интересов группы «Приват» Игоря Коломойского). По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, за 5 месяцев 2014-го НПЗ Украины выпустили всего 645,4 тыс. тонн нефтепродуктов — на 21,9% меньше, чем в аналогичный период предыдущего года. А вот потребление за то же время показало падение всего на 4,8% — до 3,38 млн тонн. Соответственно, недостающую разницу нефтетрейдеры покрывают за счёт импорта топлива, закупая его в других странах за валюту.

По словам Сергея Куюна, директора консалтинговой компании «А-95», около 90% стоимости бензина и дизельного топлива составляет валюта, поскольку и нефть, и нефтепродукты закупаются за рубежом. Кроме того, украинские нефтетрейдеры также выплачивают акциз на топливо, который для бензинов составляет 198 евро/тонна, а для дизельного топлива — около 96 евро/тонна. По словам Куюна, при нынешнем уровне налогообложения нефтепродуктов и текущих мировых котировках «в ближайшее и не очень время» цена бензина А-95 будет составлять 1 евро (17,49 грн. по курсу НБУ на 15 августа) за литр.

По прогнозам финансовых аналитиков, в этом году возможный коридор курса доллара лежит в пределах 11-15 грн/1$. Сейчас гривна движется по траектории, близкой к курсу в 15 грн. за доллар — линии сопротивления на валютном рынке, однако пересечение этой отметки (при условии отсутствия открытого военного конфликта между Россией и Украиной) не прогнозируется в 2014 году. Но за последнюю неделю курс доллара вырос на 8,5%, что примерно соответствует показателю подорожания нефтепродуктов.

Нефтетрейдеры смотрят на текущую ситуацию довольно пессимистично. К примеру, в азербайджанской компании-владельце сети АЗС SOCAR прогнозируют, что если тенденция роста курса продолжиться до 15 грн/$, то цена топлива для потребителя может повыситься до 19,20-19,50 грн. за литр бензина А-95. В то же время в пресс-службе компании отмечают: частично рост цен на топливо удаётся сдерживать за счёт наличия резервов и реализации запасов нефтепродуктов, приобретённых ранее.

В компаниях «ВОГ-Ритейл» (держатель сети АЗС WOG; входит в группу «Континиум» Игоря Еремеева) и «Параллель» (держатель одноимённой сети АЗС; входит в структуру холдинга СКМ Рината Ахметова) отмечают — подорожание топлива неизбежно. По словам директора департамента розничных продаж нефтепродуктов сети АЗК WOG Михаила Романива, которого цитирует пресс-служба компании, рост курса доллара на 10 коп. ведёт к увеличению розничных цен на нефтепродукты на 8-9 коп./литр.

«В формировании цены на бензин порядка 60% приходится на стоимость топлива до ввоза в Украину и 30% — на налоги. Для ДТ эти показатели составляют 63% и 23% соответственно. Когда курс за пару дней резко растёт почти на 1,5 грн., это не может не отразиться на цене нефтепродуктов. Нам просто необходимо приобретать валюту для закупки топлива в нужном количестве… Для понимания зависимости цены нефтепродуктов от курса валют можно привести такой пример: при росте курса на 10 коп. стоимость топлива повышается на 8-9 коп.», — отмечает Романив.

Как бы то ни было, снизить стоимость топлива за счёт смены поставщика отечественным нефтетрейдерам вряд ли удастся. К примеру, в компании «Концерн Галнафтогаз» (держатель сети АЗС ОККО; входит в «Универсальную инвестиционную группу» Виталия Антонова) отмечают, что уже подписали контракты с поставщиками топлива. Ситуация также осложняется тем, что Мозырский НПЗ в Беларуси — один из основных поставщиков светлых нефтепродуктов на территорию Украины — намерен уйти на ежегодный плановый ремонт. Согласно сообщению компании «Белнефтехим», которая контролирует завод, Мозырский актив намерен начать проведение капремонта с середины 3-й декады сентября и до третьей декады октября месяца (несколько короче, нежели полагается по нормативу). Из-за этого украинским нефтетрейдерам пришлось законтрактовать дополнительные объёмы топлива у других поставщиков (тот же «Галнафтогаз» в это время будет закупать продукцию польско-литовского концерна Orlen).

Впрочем, если цены продолжат рост, такие манипуляции могут и не понадобиться из-за сокращения потребления. По словам Сергея Куюна, после повышения цен до 15-16 грн. за литр продажи бензина упали на 20%.

«После 17 грн. за литр, думаю, увидим все 30%», — говорит эксперт.

Но есть и сторона, которая косвенно выигрывает от такого скачка стоимости топлива. Это — государство. По словам Куюна, рост цен — это рост поступлений в бюджет.

«Если в прошлом году акциз был 2000 грн., то сегодня уже 3500 грн. — за счёт девальвации. НДС в цене топлива был 2 грн., а теперь — почти 3 грн.», — объясняет он.

Но в то же время аналитик предостерегает — снижение потребления нефтепродуктов приведёт к стагнации экономики в целом, так что вряд ли страна выйдет в бюджетный плюс по топливным причинам.

Любомира Ремажевская
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Экономика 09:48 Понеділок 0 454 Стартує пілотний проєкт з інформування платників щодо наявності заборгованості Державна податкова служба України з 25 березня 2024 року розпочинає пілотний проєкт з інформування платників податків (платників єдиного внеску) про наявність у них податкового боргу з платежів, контроль за справлянням яких покладено на податкові органи, та недоїмки з єдиного внеску через Контакт-центр ДПС.