Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» (далее — Постановление) утверждены социальные нормы жилья (для оплаты пользования жильём, централизованного и индивидуального отопления) и социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами (централизованное снабжение холодной и горячей воды, централизованное водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых отходов) для предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В частности, в документе определено, что социальная норма жилья для предоставления льгот осталась на уровне ныне действующих норм площади жилья: 21 м2 площади на одного человека и дополнительно 10,5 м2 на семью, а для семей ветеранов войны, состоящих только из нетрудоспособных лиц (статьи 12, 13, 14 и 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»), для отопления жилья в случае использования газа для отопления — 42 м2 отапливаемой площади на одного человека, которая имеет право на скидку платы, и дополнительно 21 м2 на семью. Социальная норма жилья для предоставления субсидий установлена в размере 13,65 м2 площади на одного человека и дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство, то есть 48,87 м2 на одного человека.Обращаем внимание, что Постановлением предусмотрено применение региональных корректирующих коэффициентов к социальным нормативам пользования услугами газоснабжения и электроснабжения для индивидуального отопления (приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. №409).
Постановлением установлены единые для всей Украины социальные нормативы потребления холодной и горячей воды, водоотведения, вывоза бытовых отходов. В настоящее время нормы потребления этих услуг для предоставления льгот и субсидий устанавливаются органами местного самоуправления.
Следует отметить, что социальный норматив потребления тепловой энергии на отопление жилья Постановлением не предусмотрено. Для начисления льгот и субсидий на оплату услуги по централизованному отоплению применяются нормы потребления, установленные органами местного самоуправления. Поскольку начисление платы за централизованное снабжение холодной и горячей воды в случае отсутствия счётчиков будет осуществляться по нормам, утверждённым органами местного самоуправления, а льготы и субсидии будут предоставляться на социальный норматив, Постановлением предусмотрено, что начисление платы за пользование соответствующими услугами для инвалидов войны в случае отсутствия счётчиков будет осуществляться в соответствии с социальными нормативами, установленными Постановлением.
Постановлением введены нормы пользования услугами по электроснабжению при отсутствии централизованного снабжения горячей воды для домов, не оборудованных стационарными электроплитами (при отсутствии газовых водонагревательных приборов), и домов, оборудованных стационарными электроплитами.
Обращаем внимание, что с 1-го января 2018 года установлены уменьшенные социальные нормативы на услуги по электроснабжению. Такой подход обусловлен тем, что Правительством принимаются энергосберегающие мероприятия, в частности запланирован постепенный переход на новые технологии по применению энергоэффективных средств освещения (люминесцентных ламп и т.п.).
Постановлением признаны утратившими силу:
— постановление Кабинета Министров Украины от 01.12.1995 г. №959 «Об установлении временных норм потребления населением электроэнергии и природного газа, на оплату которых предоставляется субсидия»;
— постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.1996 г. №879 «Об установлении норм пользования жилищно-коммунальными услугами гражданами, которые имеют льготы относительно их оплаты».
Изменения в порядке предоставления жилищных субсидий
Постановлением внесены изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива, утверждённого постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 г. №848 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 22.09.1997 г. №1050), согласно которым:
— комиссии лишаются права принимать решения о предоставлении субсидии на увеличенную сверх нормы площадь жилья;
— предполагается учитывать доход на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц, которые зарегистрированы на жилой площади и декларируют отсутствие дохода или доходы которых меньше прожиточного минимума;
— субсидия будет предоставляться одному из зарегистрированных членов домохозяйства, на которого открыт лицевой счёт (ныне субсидия на общих основаниях назначается только собственнику жилого помещения);
— для лиц, которые состоят в браке, зарегистрированы и проживают отдельно, субсидия назначается на социальную норму жилья (сейчас субсидия назначается без учёта дополнительных 10,5 м2 на семью);
— сумма субсидии, которая органами социальной защиты населения переведена на счета исполнителей/производителей жилищно-коммунальных услуг для оплаты их стоимости в размере социальных нормативов, и которая не использована домохозяйством вследствие экономии потребления услуг, засчитывается исполнителем/производителем как оплата обязательной доли платежа домохозяйства на следующий расчётный период;
— субсидия назначается, исходя из социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами, и перерасчёт размера назначенной субсидии с фактическими объёмами потребления услуг не осуществляется;
— если в установленном порядке произведено отключение потребителей от централизованного теплоснабжения и население для обогрева помещений использует бытовые электроприборы, то для расчёта субсидий в отопительный сезон применяются социальные нормативы пользования электроснабжением для индивидуального отопления. Указанные расчёты осуществляются на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи и акта обследования состояния наружных и внутридомовых электросетей на их соответствие требованиям нормативно-правовых актов.
В отношении определения размера обязательной доли платы за жилищно-коммунальные услуги, твёрдое топливо, сжиженный газ Постановлением внесены изменения в постановления Кабинета Министров Украины от 27.07.1998 г. №1156 «О новом размере затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии».
Согласно указанным изменениям:
— меняется расчёт процента обязательного платежа семьи, который будет определяться для каждого домохозяйства индивидуально в зависимости от совокупного дохода;
— исключаются положения о возможности уменьшения обязательного платежа граждан вследствие экономного потребления услуг;
— перерасчёт размера назначенной субсидии с фактическими объёмами потребления услуг не осуществляется.
Размер обязательной доли платы за жилищно-коммунальные услуги для получателей субсидии будет определяться в следующем порядке:
1. Вычисляется среднемесячный совокупный доход семьи за предыдущие 6 месяцев.
2. Среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, и таким образом определяется среднемесячный доход на одного человека.
3. Доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одно лицо в расчёте на месяц (в 2014 году — 1176 грн.), т.е. определяется соотношение среднедушевого дохода семьи до размера прожиточного минимума на одно лицо.
4. Полученный результат делится на 2, а затем умножается на 15% (за базовый вариант взята обязательная плата за жилищно-коммунальные услуги в размере 15% дохода семьи при доходе на одного члена семьи на уровне двух прожиточных минимумов), и таким образом определяется процент обязательной платы за жилищно-коммунальные услуги.
По информации начальника УТСЗН Автозаводского района Лидии Глобы