Требования относительно применения регистраторов расчётных операций и отчётности о движении средств наличными установлен Законом Украины от 06.07.1995 г. №265/95-ВР «О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», которым определено, что юридические лица и физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения при расчёте с клиентами наличными, обязаны применять кассовые аппараты.
На территории Украины разрешается реализовывать и применять только те РРО отечественного и иностранного производства, которые включены в Государственный реестр РРО. К ним относятся: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров или услуг и т.д.Перед приобретением регистраторов расчётных операций субъектам хозяйствования следует изучить документацию по применению видов регистраторов, моделей и их классификаций в конкретных сферах деятельности. Например, в регистраторах, предназначенных для использования при продаже ювелирных изделий или приёма платежей сотовой связи, предусмотрена функция начисления налогов по двум и более налоговым ставкам, а такую функцию выполняют не все регистраторы.
Приобретенный кассовый аппарат необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции по месту налогового учёта плательщика. Регистраторы, которые будут применяться на объектах выездной торговли, а также резервные кассовые аппараты также регистрируются согласно общим правилам.
Предприятия, имеющие сеть обособленных филиалов, которые взяты на налоговый учёт в местных органах Государственной фискальной службы и в соответствии с действующим законодательством самостоятельно уплачивают налог на прибыль, могут регистрировать кассовые аппараты по местонахождению этих филиалов.
Одновременно с регистрацией кассового аппарата осуществляется регистрация Книги учёта расчётных операций на отдельную хозяйственную единицу. На этом регистрация кассового аппарата и Книги учёта заканчивается и начинается следующий этап — программирование и опломбирование регистратора. Программирование памяти РРО, как правило, осуществляет специалист Центра сервисного обслуживания. Им программируется весь ассортимент товаров и порядок расчёта сумм НДС.
Опломбирование регистратора осуществляется Центром сервисного обслуживания, который по договору с поставщиком предоставляет услуги по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, гарантийному и послегарантийному ремонту кассового аппарата.
После окончания работ по вводу регистратора в эксплуатацию представитель сервисного Центра делает запись в эксплуатационных документах, выдаёт справку об опломбировании регистратора и заполняет акт ввода его в эксплуатацию. Один экземпляр акта вместе со справкой об опломбировании передаётся пользователем в орган фискальной службы, где регистрируется указанный аппарат.
По состоянию на 1 ноября текущего года на территории Кременчуга субъекты хозяйствования проводят расчётные операции за наличные средства через 1363 регистраторов расчётных операций. Однако не все представители бизнеса, которые используют регистраторы расчётных операций, соблюдают законодательство и добросовестно платят налоги. Так, проверками, проведёнными с начала года установлено 63 случая нарушений налогоплательщиками законодательных требований применения кассовых аппаратов.