С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные изменения в некоторых нормативно-правовых актах в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Вступил в силу Закон Украины от 06.12.2016 г. №1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон №1774), которым, в частности, внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учёте единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон №2464).Установлено, что в случае выявления по результатам анализа данных реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования недостоверных сведений о застрахованных лицах Пенсионный фонд Украины и его территориальные органы имеют право требовать от плательщиков единого взноса информацию об этих сведениях и устранение нарушений.
Информация из Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования используется также для выявления фактов использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде с соблюдением требований Закона Украины «Об информации» (статья 17 Закона №2464).
Между Пенсионным фондом Украины, Государственной фискальной службой Украины и Государственной службой Украины по вопросам труда будет осуществляться обмен информацией о сведениях, которые содержат признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде. На сегодняшний день Пенсионным фондом Украины прорабатывается соответствующий порядок обмена информацией.
Кроме того, Законом №1774 внесены изменения к Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», которыми, в частности, установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины.
Органы местного самоуправления по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти могут выступать с инициативой относительно проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, не находящихся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наёмных работников.
К ведению исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединённых территориальных общин, кроме делегированных им полномочий, относится: осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, а также наложение финансовых санкций (штрафов) за нарушение законодательства о труде и занятости населения.
Вступил в силу Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», которым установлены в 2017 году:
- прожиточный минимум в расчёте на месяц для трудоспособных лиц:
- с 1 января 2017 года — 1600 грн.;
- с 1 мая — 1684 грн.;
- с 1 декабря – 1762 грн.
- с 1 января 2017 года — 1600 грн.;
- минимальная заработная плата:
- с 1 января 2017 года — 3200 грн.
- с 1 января 2017 года — 3200 грн.
В связи с этим, максимальная величина базы начисления единого взноса, которая равна 25-ти размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом (пункт 4 части первой статьи 1 Закона №2464) составит:
- с 1 января 2017 года — 40000 грн. (25×1600 грн.);
- с 1 мая 2017 года — 42100 грн. (25×1684 грн.);
- с 1 декабря 2017 года — 44050 грн. (25×1762 грн.).
Минимальный страховой взнос с учётом положений статьи 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и части 5 статьи 8 Закона №2464, согласно которой единый взнос для всех плательщиков единого взноса (кроме льготных категорий) установлена в размере 22% к определённой статьёй 7 этого Закона базы начисления единого взноса, в 2017 году составит 704 грн. в месяц (3200 грн.×22%).
Согласно статье 10 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» поступления от уплаты сборов на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, относящихся к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины на 2017 год.
Пунктом 8 статьи 4 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» объект для уплаты сбора с операций приобретения права собственности на легковые автомобили, подлежащие первой государственной регистрации в Украине территориальными органами Министерства внутренних дел Украины, установлено в процентах от стоимости автомобиля, а именно:
- 3% — если стоимость легкового автомобиля не превышает 165 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчётного года;
- 4% — если стоимость легкового автомобиля превышает 165, но не превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчётного года;
- 5% — если стоимость легкового автомобиля превышает 290 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января отчётного года.
Таким образом в 2017 году по стоимости автомобиля, которая не превышает 264000 грн., сбор уплачивается в размере 3%; со стоимости, превышающей 264000 грн., но не превышает 464000 грн. — 4%; со стоимости, превышающей 464000 грн. — 5%.
Законом Украины от 20.12.2016 г. №1791-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» отменена уплата сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций по покупке иностранной валюты в наличной форме физическими лицами.
По информации Романа Арепьева, начальника Кременчугского объединённого управления Пенсионного фонда Украины в Полтавской области