21:51 Понеділок 0 1 949
21:51, Понеділок, 26 листопада 2007

Бензин по $1. Что дальше?

Цена на 95-й бензин в Украине преодолела психологическую отметку в $1. До конца года она вырастет ещё на 3%. Однако, в отличие от прошлых лет, власти не намерены сдерживать цены в приказном порядке.
Цены на топливо в 2007 году

alt



Мировым курсом

Цена на нефтепродукты в Украине зависит в основном от двух факторов: мировых цен и экспортной пошлины на российскую нефть. Последний раз россияне повышали размер пошлины в апреле – тогда она выросла со $156,4 до $250,3 за тонну. Следующее повышение – до $275 за тонну – запланировано на 1 декабря. Поэтому в нынешнем скачке топливных цен виноваты прежде всего мировые тенденции: с начала года цена нефти на ведущих торговых площадках выросла на 40%.

И будет расти дальше, утверждают аналитики. Ведь причин для этого – более чем достаточно. Это и нежелание стран – членов нефтяной организации ОПЭК увеличивать объёмы добычи чёрного золота, и снижение запасов нефти в США, и увеличение потребления нефтепродуктов Китаем, Индией и Бразилией.

Если добавить к этому непрекращающиеся кризисы на Ближнем Востоке, в частности, угрозу военного удара по Ирану и возможность вооружённого конфликта Турции с курдскими повстанцами, становится понятно, почему стоимость нефти достигла рекордных $98,62 за баррель. Это лишь немногим меньше абсолютного рекорда – $101,70, который был побит в 1980 г. во время войны Ирана с Ираком.

altВслед за ростом мировых цен стоимость российской нефти на зарубежных рынках только за сентябрь–октябрь выросла с $71,6 до $87,12 за баррель, что не замедлило отразиться на украинском розничном рынке. “Украина с 2004 г. закупает нефть и нефтепродукты по мировым ценам без каких-либо преференций. Просто эти цены, как правило, доходят до Украины с отставанием на одну-две недели”, – объяснил министр топлива и энергетики Юрий Бойко.



altСергей Житник, генеральный директор топливной компании «КЛО», уверяет, что повышение цен вызвано вовсе не желанием торговцев топливом заработать больше. “Украина добывает только около 20% нефти, а 80% – завозит. Поэтому мы зависимы от мировых цен. Если покупать за границей готовый бензин – ситуация будет та же: наши отпускные цены вырастут пропорционально мировым”, – объяснил он.

Впрочем, по данным консалтинговой компании UPECO, даже после осеннего скачка цен украинский бензин А-95 в среднем почти на 2 грн. дешевле, чем в странах Восточной Европы. “В розничной торговле у нас бензин А-95 стоит дешевле, чем в любом сопредельном государстве, кроме России. А дизтопливо дешевле, чем в Украине, можно купить только в России и Белорусси”, – отмечает Юрий Бойко.



Секретная формула

Министр Юрий Бойко вместе с нефтетрейдерами рассчитывает рекомендуемую цену бензина по формуле, которую держит в тайне. Несмотря на подорожание, эксперты не ждут от властей применения админресурса. “В топливной сфере правительство сделало две важные вещи – отказалось от ручного регулирования и начало поставки, пускай сравнительно небольших, но всё же достаточно заметных объёмов топлива на рынок”, – сказал директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн.

Теперь при Кабмине работает экспертно-аналитическая группа, в которую входят представители нефтяных компаний и госорганов. “Мы согласовали с участниками рынка уровень их рентабельности, компоненты себестоимости топлива в розничной торговле и выработали формулу – какой должна быть объективная цена нефтепродуктов в стране. По этой формуле мы и работаем”, – рассказывает о деятельности группы Юрий Бойко.



Как формируется цена бензина

alt



Формулу государство держит в секрете – известен лишь алгоритм, по которому определяется розничная цена нефтепродуктов. Сначала на основе мониторинга оптовых цен на 95-й бензин на внутреннем и внешних рынках выводится средневзвешенное значение. Полученный результат суммируется с затратами розничных сетей на транспорт и сбыт.

По сути, новая методика напоминает старую добрую практику установления предельных цен на нефтепродукты с той лишь разницей, что рекомендованная цена теперь определяется более понятным способом. Тем не менее участники рынка утверждают, что новой методикой довольны.

“Они (государство – прим.) не вмешиваются в наш бизнес, мы – не гонимся за сверхприбылями”, – объясняет Сергей Житник из компании «КЛО». А Сергей Куюн считает, что разработка методики сделала топливный рынок одним из наиболее прогнозируемых.



Фондом по ценам

Но рядовым потребителям бензина от этой прогнозируемости не легче, ведь существующая методика не позволяет гасить ценовые скачки. По мнению специалистов, кардинально изменить ситуацию с ценами на бензин может Государственный стабилизационный фонд нефти и нефтепродуктов, созданный летом этого года госкомпанией «Укртранснафта».

Схема работы фонда проста. В период снижения цен государство закупает нефть, перерабатывает её и закладывает полученные нефтепродукты в резерв. А когда цена топлива на внутреннем рынке начинает расти, нефтепродукты выбрасываются на рынок по сниженным ценам. Сейчас «Укртранснафта» перерабатывает 100-150 тыс. тонн нефти на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем компании ТНК-BP. На выходе получается 75-115 тыс. тонн топлива, что составляет порядка 10% украинского рынка.

Но с переработкой нефти возникают трудности. Как показывает практика, оптимальное расстояние для доставки нефтепродуктов – не более 300 км. от места производства. Поэтому топливо из Лисичанска экономически целесообразно продавать на востоке страны, а расширить географию поставок в центр и на запад Украины можно было бы за счёт Кременчугского НПЗ.

Но государство, владеющее около 50% акций «Укртатнафты», которой принадлежит завод в Кременчуге, так и не смогло договориться с руководством предприятия о переработке резервной нефти. Правда, после восстановления в должности главы «Укртатнафты» Павла Овчаренко, которого наблюдатели считают близким к «Нафтогазу Украины», ситуация может измениться. Если договорённость будет достигнута, государство до конца года переработает не менее 160 тыс. тонн сырья и более плотно охватит регионы резервным топливом.



Борцы с дефицитом

Но даже в этом случае рост цен удастся разве что замедлить, но не предотвратить. Ведь традиционное подорожание, которое обычно приходится на начало осени, в этом году запоздало на два месяца – как полагают эксперты, из-за парламентских выборов. А значит, отложенное повышение ещё может “выстрелить”. Никуда не исчезают и мировые тенденции – падение американского доллара и сохраняющаяся угроза военных действий Турции в Ираке.

“В ближайшем будущем мы ожидаем небольшой рост цен – примерно на 2-3%”, – прогнозирует Сергей Житник. Это значит, что к концу года цена на бензин А-95 может достигнуть уровня 5,15 - 5,20 грн. за литр. Впрочем, отмечает г-н Житник, как показывает практика минувших лет, в январе спрос на нефтепродукты обычно падает и цены стабилизируются.

Более осторожны в своих оценках представители государства. “Уже в первой половине декабря государство сформирует запасы в размере около 80 тыс. тонн готовых нефтепродуктов, что позволит при необходимости начать товарную интервенцию”, – успокаивает Юрий Бойко. Эти запасы планировали сформировать ещё в сентябре, но не успели сделать это до подорожания нефти в мире.

Впрочем, как говорит г-н Бойко, основной миссией государства на нефтерынке он считает вовсе не снижение цен на топливо. “Главная задача – не допустить дефицитных явлений, чтобы нефтепродукты были в стране в принципе”, – подчёркивает он. Это значит, что под Новый год автолюбители увидят на ценниках АЗС цифры, а не прочерки или буквы “б/н” (безналичный расчёт). Но цифры эти, скорее всего, не будут радовать.

Причём подорожание ощутят не только водители. На скачок топливных цен уже отреагировали розничные торговцы: дороговизной бензина они объясняют рост цен решительно на все товары. “Недавно спросил бабушку, торгующую на рынке, почему её яблоки на прошлой неделе стоили 5 грн., а на этой – уже семь. Отвечает – бензин подорожал!” – улыбается таксист Сергей Ежов.

По подсчётам частного предпринимателя Александра Остапова, занимающегося торговлей продовольствием, из 1000 грн. его заработка на бензин уходит около 80 грн. Правда, подчёркивает Остапов, за товаром он не ездит на большие расстояния, иначе бензиновая статья расходов была бы существеннее.

Но в любом случае бизнесмен признаёт: розничные торговцы явно завышают цены, ссылаясь на подорожание топлива даже там, где это абсолютно неуместно. Участники интернет-форумов на произвол торговцев отреагировали шуткой: бензин дорожает, потому что из-за повышения цен на горючее увеличиваются затраты на его перевозку.

Фокус
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Экономика 12:31 П’ятниця 0 583 Оподаткування податком на доходи фізичних осіб іноземних доходів Відповідно до п. 170.11 ст. 170 розд. IV Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року № 2755-VI (далі — ПКУ), у разі якщо джерело виплат будь-яких оподатковуваних доходів є іноземним, сума такого доходу включається до загального річного оподатковуваного доходу платника податку — отримувача, який зобов’язаний подати річну податкову декларацію, та оподатковується за ставкою, визначеною в п. 167.1 ст. 167 ПКУ (18%).