23 мая 2020 года вступил в силу Закон Украины от 16 января 2020 года № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» (кроме некоторых изменений, которые вступают в силу с 1 июля 2020 года и с 1 января 2021 года, далее — Закон).
Законом вводится новая концепция ответственности, которая предусматривает:- обязательный анализ и доведение контролирующими органами наличия умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения;
- привлечение к финансовой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения осуществляется при условии наличия в деянии вины, кроме некоторых налоговых правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в сроки документов для взятия на учёт; осуществление расходных операций по счёту налогоплательщика банком или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа; неуведомление физическими лицами-предпринимателями о своём статусе банка при открытии счёта и т. п.);
- определение обстоятельств, смягчающих ответственность лица за совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или другой зависимости; стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств; самостоятельное уведомления налогоплательщиком о совершённом им правонарушении);
- определение дополнительных обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности налогоплательщика, в частности, совершение деяния лицом, которое действовало согласно заключению объединённой палаты, Большой Палаты Верховного Суда, образцового дела Верховного Суда относительно применения нормы права, от которой в дальнейшем было уступлено; вследствие незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов;
- уменьшение размера штрафов за совершение налогового правонарушения на 50% при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность;
- ответственность контролирующих органов за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины;
- определение фиксированного размера компенсации (одна минимальная заработная плата) за вред, причинённый противоправными решениями, действиями или бездеятельностью контролирующих органов, для получения которой налогоплательщику необходимо доказать только факт противоправности решений, действий бездействия контролирующих органов (принятие незаконного решения, которое привело к потере лицом статуса плательщика налога; невнесение в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения и/или нарушение сроков начала проведения камеральной проверки, препятствование освобождению имущества лица из-под режима временного задержания и т. п.);
- определение перечня видов ущерба, причинённого противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, которые могут быть заявлены налогоплательщиком к возмещению (стоимость утраченного, повреждённого или уничтоженного имущества; дополнительные расходы, понесённые налогоплательщиком (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т. п.); расходы, связанные с административным и/или судебным обжалованием и т. п.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы.
Также Законом предусмотрено:
- отмена штрафных санкции к физическим лицам в случае непредставления или нарушения сроков представления информации для формирования государственного реестра физических лиц-налогоплательщиков (в случае изменения ФИО, адреса и т. п.);
- отмена штрафных санкций в случаях, когда ошибки относительно регистрационного номера учётной карточки плательщика налогов в налоговой отчётности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммы удержанного с них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней со дня поступления уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом;
- увеличение в 2 раза штрафов для налогоплательщиков за отдельные нарушения в сфере администрирования налогов (ст. ст. 117, 118, 119, 119-1, п. 120.1, п. 121.1 Кодекса и другие:
- нарушение порядка взятия на учёт в контролирующих органах — до 2 040 грн.;
- срока и порядка представления информации об открытии (закрытии) банковских счетов — до 680 грн.;
- порядка представления информации о физических лицах — плательщиках налогов — до 2 040 грн.;
- порядка представления информации контролирующим органам о сделках по аренде объектов недвижимости (новый штраф) — до 1 360 грн. и сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов — до 4 080 грн).
- нарушение порядка взятия на учёт в контролирующих органах — до 2 040 грн.;
Также установлены штрафные санкции:
- в размере 2% объёма поставки (без НДС), но не более 1 200 грн., для каждой несвоевременно зарегистрированной налоговой накладной для операций по поставке товаров/услуг, освобождённых от НДС или облагаемых по нулевой ставке и др. (п. 120-1.1);
- в размере 5% объёма поставок (без НДС), но не более 3 400 грн, для каждой налоговой накладной, которая не зарегистрирована для операций по поставке товаров/услуг, которые освобождены от НДС или облагаемые налогом по нулевой ставке (п. 120-1.2);
- за непредставление контролирующим лицом отчёта о контролируемых иностранных компаниях — в размере 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 210 200 грн.), несвоевременное представление этого отчёта — 50 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 105 100 грн.) (п. 120.7) и другие;
- устранение несогласованностей и расхождений в нормах Кодекса о начислении пени по актам проверок.
По информации ГУ ГНС в Полтавской области