Согласно ст. 70 Налогового Кодекса Украины центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую политику — Государственная налоговая служба Украины формирует и ведёт Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов.
В Государственный реестр вносится информация о лицах, которые являются: гражданами Украины; иностранцами и лицами без гражданства, которые постоянно проживают в Украине; иностранцами и лицами без гражданства, которые не имеют постоянного места жительства в Украине, но в соответствии с законодательством обязаны платить налоги в Украине или являются учредителями юридических лиц, созданных на территории Украины.В случае, когда у гражданина меняется фамилия, имя, отчество или адрес регистрации места жительства — данные, которые вносятся в Учётную карточку плательщика налогов или Уведомление (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учётной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте), в соответствии с п. 70.7 ст. 70 разд. ІІ Налогового кодекса Украины и Положения о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов, утверждённом приказом Министерства финансов Украины от 29.09.2017 г. № 822, физические лица обязаны подавать контролирующим органам сведения об изменении таких данных в течение месяца со дня возникновения таких изменений путём представления Заявления о внесении изменений в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов по ф. № 5ДР или Заявления о внесении изменений в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов в отношении физических лиц, учитываемых по серии и номеру паспорта по ф. № 5ДРП соответственно.
Физические лица подают заявление лично или через представителя в Государственную налоговую инспекцию по своему налоговому адресу (месту жительства), а в случае изменения места жительства — в Государственную налоговую инспекцию по новому месту жительства. Физические лица, которые временно находятся за пределами населённого пункта проживания, подают указанные заявления лично или через представителя в любой ГНИ.
Согласно п. 3 разд. IX Положения о регистрации физических лиц в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов для заполнения Заявления используются данные документа, удостоверяющего личность, и других документов, которые подтверждают изменения таких данных.
Хотим обратить внимание, что с 01.01.2018 г. введён новый электронный сервис веб-портала ГНС Украины «Электронный кабинет» — cabinet.tax.gov.ua. Благодаря этому сервису, физическое лицо-налогоплательщик может подать заявление по ф. № 5ДР относительно изменений о себе в электронном виде в приватной части Электронного кабинета с использованием своей электронной подписи. Правила, порядок и сроки рассмотрения документов, поданных средствами электронной связи, являются такими же, как и для документов, поданных в бумажном виде.
После подачи заявления в электронном виде и добавления к нему отсканированных документов, необходимых для внесения изменений в Государственный реестр есть возможность выбрать государственную налоговую инспекцию, в которую лицо может обратиться для получения карточки налогоплательщика. Заявитель может обратиться в Государственную налоговую инспекцию по месту жительства или по желанию в любую ГНИ, указав при этом код и название инспекции, в которую он будет обращаться, такую инспекцию необходимо выбрать из перечня, который предлагается в электронном кабинете.
По информации ГУ ГНС в Полтавской области