Государственная налоговая служба Украины письмом от 05.05.2022 г. № 3781/7/99-00-04-01-03-07 предоставила разъяснения относительно правомерного формирования расходов для целей налогообложения, которые связаны с порчей или уничтожением имущества налогоплательщика в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
В письме, в частности, указано, что особенности требований для подтверждения данных, определённых в налоговой отчётности, предусмотрены в статье 44 Налогового кодекса Украины. Так, для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учёт доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, финансовой отчётности, других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчётности на основании данных, не подтверждённых указанными документами.В соответствии с пунктом 6 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учёта 16 «Расходы» расходами отчётного периода признаются либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены. В то же время недостачи и потери от порчи ценностей включаются в другие операционные расходы (пункт 20 П©БУ 16).
С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и финансовой отчётности на предприятии проводится инвентаризация. Организация, основные правила и порядок документального оформления инвентаризации активов и обязательств, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, определены в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утверждённом приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. № 879.
Пунктом 7 Положения предусмотрены случаи обязательной инвентаризации, которая проводится в объёме, определённом руководителем предприятия, в частности, в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) или в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов).
При этом, согласно пункту 8 Положения предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для её проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учёта, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.
Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учёта, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учёте соответствующего отчётного периода.
Инвентаризация объектов государственной собственности проводится в соответствии с методикой проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утверждённой постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2005 года № 1121.
Обращаем внимание, что Законом Украины от 2 декабря 1997 года № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» определено, что форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей в соответствии с законодательными и другими нормативными актами.
Также Торгово-промышленная палата Украины письмом от 28.02.2022 г. № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию российской федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения и подтвердила, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 года до их официального окончания являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц по договору, отдельным налоговым или другим обязательствам, исполнение которых наступило в соответствии с условиями договора, контракта, соглашения, законодательных или иных нормативных актов и выполнение которых стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств.
Согласно Закону № 671/97-ВР Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение 7-ми дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости.
Учитывая указанное, учёт в составе расходов плательщика налога потерь от порчи или уничтожения его имущества вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств должен осуществляться на основании соответствующих первичных документов, при условии проведения обязательной инвентаризации в соответствии с имеющимися основаниями для такой инвентаризации и при наличии сертификата о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы).
Обращаем также внимание, что подпунктом 69.28 пункта 69 раздела XX «Переходные положения» Кодекса урегулирован вопрос подтверждения операций плательщика первичными документами в период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины.
По информации ГУ ГНС в Полтавской области