» » » Правомерное формирование расходов, связанных с порчей или уничтожением имущества в связи с форс-мажором
09:27 Пятница 0 1 271
09:27, Пятница, 20 мая 2022

Правомерное формирование расходов, связанных с порчей или уничтожением имущества в связи с форс-мажором

Государственная налоговая служба Украины письмом от 05.05.2022 г. № 3781/7/99-00-04-01-03-07 предоставила разъяснения относительно правомерного формирования расходов для целей налогообложения, которые связаны с порчей или уничтожением имущества налогоплательщика в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
В письме, в частности, указано, что особенности требований для подтверждения данных, определённых в налоговой отчётности, предусмотрены в статье 44 Налогового кодекса Украины. Так, для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учёт доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, финансовой отчётности, других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчётности на основании данных, не подтверждённых указанными документами.

В соответствии с пунктом 6 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учёта 16 «Расходы» расходами отчётного периода признаются либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены. В то же время недостачи и потери от порчи ценностей включаются в другие операционные расходы (пункт 20 П©БУ 16).

С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и финансовой отчётности на предприятии проводится инвентаризация. Организация, основные правила и порядок документального оформления инвентаризации активов и обязательств, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, определены в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утверждённом приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. № 879.

Пунктом 7 Положения предусмотрены случаи обязательной инвентаризации, которая проводится в объёме, определённом руководителем предприятия, в частности, в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) или в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов).

При этом, согласно пункту 8 Положения предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для её проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учёта, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учёта, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учёте соответствующего отчётного периода.

Инвентаризация объектов государственной собственности проводится в соответствии с методикой проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утверждённой постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2005 года № 1121.

Обращаем внимание, что Законом Украины от 2 декабря 1997 года № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» определено, что форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т. п.), обязанностей в соответствии с законодательными и другими нормативными актами.

Также Торгово-промышленная палата Украины письмом от 28.02.2022 г. № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию российской федерации против Украины, что стало основанием введения военного положения и подтвердила, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 года до их официального окончания являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и физических лиц по договору, отдельным налоговым или другим обязательствам, исполнение которых наступило в соответствии с условиями договора, контракта, соглашения, законодательных или иных нормативных актов и выполнение которых стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств.

Согласно Закону № 671/97-ВР Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение 7-ми дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости.

Учитывая указанное, учёт в составе расходов плательщика налога потерь от порчи или уничтожения его имущества вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств должен осуществляться на основании соответствующих первичных документов, при условии проведения обязательной инвентаризации в соответствии с имеющимися основаниями для такой инвентаризации и при наличии сертификата о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы).

Обращаем также внимание, что подпунктом 69.28 пункта 69 раздела XX «Переходные положения» Кодекса урегулирован вопрос подтверждения операций плательщика первичными документами в период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины.

По информации ГУ ГНС в Полтавской области
 
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    08:12 Вторник 0 437 Кто может воспользоваться одноразовым (специальным) добровольным декларированием? Заместитель начальника Главного управления ГНС в Полтавской области Наталья Новоженина, общаясь со СМИ, отметила, что в соответствии с Законом Украины от 15.06.2021 г. № 1539-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о стимулировании детенизации доходов и повышении налоговой культуры граждан путём введения одноразового (специального) добровольного декларирования физическими лицами причитающихся им активов и уплаты одноразового сбора в бюджет» (вступил в силу с 21.07.2021 г.) воспользоваться одноразовым (специальным) добровольным декларированием могут физические лица — резиденты, в том числе самозанятые физические лица, а также не являющиеся резидентами Украины, но являющиеся резидентами на момент получения (приобретения) объектов декларирования или на момент начисления (получения) доходов, за счёт которых были получены (приобретены) объекты декларирования, и которые, согласно Налоговому кодексу Украины, являются или были налогоплательщиками.
    Экономика 09:06 Четверг 0 1 126 Как плательщику, стоящему на учёте в районе, где ведутся боевые действия, аннулировать регистрацию плательщика НДС В какой контролирующий орган в период действия военного положения обращаться плательщику, состоящему на учёте в районе, расположенном в зоне проведения боевых действий, с целью аннулирования регистрации плательщика НДС?