Осуществляется ли корректировка финансового результата до налогообложения на сумму стоимости ОС, принудительно изъятого у ЮЛ во время действия военного положения в пользу военной администрации?
В соответствии с Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 года № 64/2022 на всей территории Украины введено военное положение. В соответствии с п. 2 части первой ст. 1 Закона Украины от 17 мая 2012 года № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного состояния» с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 4765) изъятие имущества — лишение государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений права хозяйственного ведения или оперативного управления индивидуально определённым государственным имуществом с целью его передачи для нужд государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения.Изъятие имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения осуществляется без возмещения стоимости такого имущества (часть третья ст. 3 Закона № 4765).
Согласно абзацу первому пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее — НКУ) объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за её пределами, которая определяется путём корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определённого в финансовой отчётности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учёта или международными стандартами финансовой отчётности, на разницы, которые определены соответствующими положениями НКУ.
В соответствии с пп. 14.1.202 п. 14.1 ст. 14 НКУ продажа (реализация) товаров — это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию независимо от сроков её предоставления, а также операции по безвозмездному предоставлению товаров.
Следовательно, операции по лишению государственных предприятий права хозяйственного ведения или оперативного управления государственным имуществом с целью его передачи для нужд государства в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения приравниваются к продаже такого имущества.
Согласно п. 138.1 ст. 138 НКУ финансовый результат до налогообложения увеличивается, в частности:
- на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств и/или нематериальных активов, определённой в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учёта или международными стандартами финансовой отчётности, в случае ликвидации или продажи такого объекта;
- на сумму остаточной стоимости отдельного объекта непроизводственных основных средств и/или непроизводственных нематериальных активов, определённой в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учёта или международными стандартами финансовой отчётности, в случае ликвидации или продажи такого объекта.
Пунктом 138.2 ст. 138 НКУ установлено, что финансовый результат до налогообложения уменьшается:
- на сумму остаточной стоимости отдельного объекта основных средств и/или нематериальных активов, определённой с учётом положений ст. 138 НКУ, в случае ликвидации или продажи такого объекта;
- на сумму первоначальной стоимости приобретения или изготовления отдельного объекта непроизводственных основных средств и/или непроизводственных нематериальных активов и расходов на их ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения, в том числе отнесённых к расходам в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учёта или международными стандартами финансовой отчётности, в случае продажи такого объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов, но не более суммы дохода (выручки), полученной от такой продажи.
Таким образом, налогоплательщик в случае принудительного изъятия основных средств при действии военного положения в пользу военной администрации осуществляет корректировку финансового результата до налогообложения в соответствии с требованиями пп. 138.1 и 138.2 ст. 138 НКУ.
По информации Информационно-справочного департамента ГНС Украины