Ситуация на ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» угрожающая как никогда. Здесь планируют сократить около 3 тысяч рабочих. Как выживать этим людям? По кому бьёт кризис? Крюков в Кременчуге может напоминать Детройт в США во времена великого экономического кризиса. Это, когда очень много безработных, которым негде работать и которым не будет за что жить. О том, что для работников ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» ситуация угрожающая и опасная на коллегии областной государственной администрации рассказал начальник экономического управления ОГА Тарас Ткаченко.
“Крюковский вагоностроительный завод находится на грани остановки и сегодня 2500 лиц уже предупреждены об увольнении. Но это только первая часть. Ещё 1200 планируется сократить в июле, если ситуация не изменится”, - заявил начальник управления.Другое сказанное им, касается общего экономического положения промышленных предприятий города. “Если говорить об автомобильной отрасли, то к сожалению преференции России к своим производителям, для нас означает, что ОАО «Кременчугский колёсный завод» уменьшил объёмы производства до 20 процентов. План по Кременчугскому автосборочному заводу - 9 тысяч автомобилей, но всё это под большим знаком вопроса. Такое же тяжёлое состояние дел на Кременчугском автомобильном заводе. В целом, за февраль 2009 года размер заработной платы по промышленности по области меньше, чем за январь 2008 года”, - рассказывает Тарас Ткаченко.
“По вагоностроительному заводу действительно ситуация очень сложная. Приказ на увольнение уже подписан для 600 работников и ещё готовится список из свыше тысячи фамилий”, - говорит по этому поводу мэр Николай Глухов.
Какие причины запланированных массовых сокращений?
Утверждений докладчика по этому поводу сразу два. Первое - такая ситуация с сокращением однозначно приводит к повышению социального напряжения. Появление в Крюкове трёх тысяч новых безработных, которым не будет за что содержать свои семьи и оплачивать коммунальные услуги сразу повлияет на жизнь в районе.
Второе - относительно причин запланированной массовой безработицы. “Относительно проблем, то в первую очередь речь идёт о невозвращении налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортёрам и неуплата «Укрзализницей» средств, которые она задолжала предприятиям Кременчуга. Экспертная оценка мэра Николая Глухова по этому поводу - речь идёт о 200 миллионах гривен невозвращённых средств за полученные грузовые и пассажирские вагоны. Плюс к этому ещё сто миллионов невозвращённого НДС. За эти средства работникам предприятия можно было выплачивать заработную плату в течение двух лет, но денег же нет”, - говорит мэр.
Другое, что не добавляет оптимизма - экономическая ситуация у соседа ОАО «КВСЗ» - Кременчугского сталелитейного завода. На этом предприятии разбираются с налоговой инспекцией по возвращению 60 миллионов гривен налога на добавленную стоимость. Администрация предъявила свои претензии, налоговая свои. Итог спора - реальный покупатель продукции сталеваров - крюковские вагоностроители начали покупать вагонные рамы и балки в России.
Куда будут устраивать безработных?
По большому счёту горрайонный центр ничего этим людям не предложит. Слишком их, тех кто потерял роботу, будет много. “Пока что ничего такого нет, чтобы мы могли предложить безработным”, - рассказывает «Программе плюс» руководитель горрайонного центра занятости Владимир Нападайло.
“Сегодня в Центре есть только 620 вакансий. Из них 300 - это швеи, Ещё около ста - контрактники военнослужащие. Вакансий свободных очень мало. А на учёте у нас 4900 безработных, - говорит Владимир Нападайло. - Впрочем, пока что официальной информации о сокращении у нас нет, а относительно предложений, то мы можем предлагать только общественные работы. Для этого сто тысяч гривен выделил городской бюджет, 8 тысяч - Автозаводской, 2 тысячи грн. - Крюковский. И плюс наши 300 тысяч”. Владимир Нападайло утверждает, что трудно сказать как надолго хватит этих средств. “Пока что, мы трудоустроили на общественные работы 800 кременчужан. Именно на такое количество есть договорённость с коммунальными и другими предприятиями”, - добавил руководитель горрайонного центра занятости.
Другое из обнародованного - сколько будут получать безработные. В случае, если стаж превышает 10 лет, то речь будет идти о сумме в 70 процентов от заработной платы за последние полгода. Но в этом случае есть предостережение. Помощь по безработице не может превышать среднюю заработную плату по области. В настоящее время это 1600 гривен.
“По бюджетному кодексу расходы городской казны ограничены. Мы могли бы организовать ремонтные работы и привлечь к ним безработных. Но в соответствии с законодательством это запрещено”, - ответил мэр на вопрос: что делать безработным.
Что прогнозируют?
Состоятся ли огромные запланированные сокращения на ОАО «Крюковский вагоностроительный завод», обойдётся ли дело меньшим количество пострадавших? Ответ на этот вопрос: впадёт ли предприятие в кризис во второй раз, как это уже было в конце 90-х, станет известен уже после 4 мая. В этот день в Киеве должен состояться тендер на право производства 100 поездов метро для столичного метрополитена. Впрочем, уже известно, что весь контракт крюковчанам не достанется. Речь будет вестись только о половине заказа. Остальные будут изготовлять россияне, у которых руководители вагоностроительного завода буквально вырвали свою часть.
Точно, что выполнение контракта растянут во времени, приблизительно на полтора года, а на вопрос: будет ли в состоянии столичная администрация рассчитаться за заказ, вообще сегодня ответа нет. К тому же, работой загрузят только одну часть предприятия. Другая - по изготовлению грузовых вагонов как и раньше будет работать на 40% от своей мощности.
Что в действительности?
В действительности же сокращение работников ОАО «КВСЗ» будет происходить в два этапа. На первом этапе работу потеряют полторы тысячи работников. Из них семьсот пенсионеров. На втором этапе сокращений, который на предприятии запланировано провести в октябре, сократят 700-800 работников, но на этот раз речь пойдёт о молодых крюковчанах.
“Мы и так прибегнули к сокращениям последними. Что вы хотите, если изготовлено 750 вагонов, а продано всего 75?, - так комментирует вопрос будущих сокращений заместитель председателя правления ОАО Валентин Бойко. Другое, по его словам - на предприятии не радуют себя новостями о выпуске будущих вагонов метро. “Вопрос об этом контракте фактически уже решён. Речь идёт о выпуске 100 вагонов метро. Сам контракт будет распределён между тремя предприятиями - двумя российскими и одним украинским ОАО «КВСЗ». Нам достаётся только 50 вагонов. Ещё столько же будут делать в Санкт-Петербурге. Головные вагоны будут производить в подмосковных Мытищах”, - по словам заместителя председателя правления ОАО, в этом вопросе сложностей очень много.
“Вагоны метро должны быть изготовлены уже в ноябре. Но комплектующие для них нужно заказывать, как ни за 9 месяцев в США и Швейцарии, так за 4 месяца в Польше. Кузовов мы наделаем. Но дальше появляется вопрос об электромонтажниках. Такого количества, которое нужно для выполнения заказа, нет как на предприятии, так и во всём городе”, - говорит Валентин Бойко. Согласно обнародованной им информации, максимум, что смогут сделать в этом году работники ОАО - 75 пассажирских вагонов, именно за такое количество готова заплатить «Укрзализныця» и немного меньше 50 вагонов для метрополитена.
Относительно главной продукции - грузовых вагонов, то с этим проблема. Даже объявленный ранее выпуск для России тысячи зерновозов и тот находится под угрозой срыва - эти вагоны, если их изготовлять в Кременчуге, обойдутся гораздо меньше себестоимости. Ещё на железнодорожных путях Украины стоит незадействованными тридцать тысяч грузовых вагонов. Для кого в таком случае изготовлять аналогичную продукцию?
Как комментируют?
“Состояние дел в экономике сегодня я оцениваю как регрессивное. Те процессы, которые идут, больше негативные. В частности, по ОАО «Крюковский вагоностроительный завод». Впрочем, могу сказать, что наша экономика, хоть ей и трудно, а в машиностроении очень трудно, но предприятия и их руководители и работники борются за будущее. Ситуация должна выровняться. Но когда это случится - неизвестно”, - заявил губернатор Полтавской области Валерий Асадчев.
6 комментарів