Пока Антимонопольный комитет призывал к порядку продавцов бензина, торговцы сжиженным газом также пересмотрели цены на топливо. На майских аукционах (всех кроме последнего), проведённых на Украинской агарной бирже, стоимость пропан-бутана подскочила с привычных 2500 тыс. грн./т до 3400-3500 грн./т. И лишь на торгах 29 мая цены на этот вид топлива откатились, правда, только на 7-8%. Следом за оптовым рынком потянулся и розничный сегмент.
В результате стоимость пропан-бутана выросла в среднем на 30 коп./л (установившись в пределах 2,70-2,90 грн./л по Украине), достигнув в отдельных регионах (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Киевская области) психологической отметки в 3 грн./л. “Цены на станциях в зависимости от области выросли на 10-15%, в то время как отпускные цены наших поставщиков в течение мая выросли на 20% - с 3200 грн./т до 4000 грн./т.”,- комментируют ситуацию в концерне «Галнефтегаз» (сеть под брендом «ОККО»).
Операторы рынка объясняют такой резкий рост цен на сжиженный газ его острой нехваткой, из-за которой большинству заправщиков едва удавалось законтрактовать нужные объёмы для своих АГЗС: “В период 1-12 мая, как раз на праздники, пришёлся пик спроса на пропан-бутан. И в то же время пик его дефицита - остановились на плановые ремонты Гнединцовский ГПЗ (ОАО «Укрнефть») и завод в Качановке. До сих пор остаётся непонятной и ситуация в Кременчуге - объёмы переработки низкие, и завод закрывает старые контракты, заключенные давным-давно по совсем другим ценам. В результате появились проблемы законтрактовать необходимые объёмы газа - основные трейдеры часто просто разводили руками и говорили, что ничем не могут помочь”,- отмечает коммерческий директор сети «Евроавтогаз» и член комиссии УАСГ Андрей Тарасенко.
“Но в 20-х числах прошлого месяца зашло достаточное количество импорта (Казахстан, Россия, Белоруссия) в Украину. Ему удалось несколько погасить весь этот ажиотаж. И последний аукцион на УАБ, где выставляли продукт «Укрнефть» и «Укргаздобыча», на это среагировал. Цены начали откатываться и, думаю, скоро это почувствуется в розничном сегменте”,- резюмирует господин Тарасенко.
При этом впервые пропан-бутан был импортирован в прошлом году, хотя ранее шёл на экспорт. Меж тем отечественным производителям сейчас нельзя вменить в вину переориентацию. “В последнее время экспорт пропан-бутана нашими перерабатывающими предприятиями достаточно вялый. Причина прозаична - цены непривлекательные. Значительно выше, чем у альтернативных поставщиков из нашего региона, если сравнивать по котировкам Argus (крупнейший в мире поставщик информации о ценах на газ)”,- утверждает один из игроков рынка.
С другой стороны, участники рынка считают, что повышение цен на газ справедливо в контексте текущего повышения цен на нефтепродукты: “До введения новых акцизов стоимость пропан-бутана составляла 60-65% от стоимости бензина А-95. После это соотношение установилось на уровне 45-50% - крайняя черта для стоимости сжиженного газа, чтобы переход на него был экономически привлекательным. Учитывая недавний скачок цен на бензины, повышение стоимости газа необходимо для сохранения этого паритета”,- полагают эксперты концерна «Галнефтегаз». Так что отечественным автолюбителям вряд ли стоит ждать в ближайшее время ощутимого снижения розничных цен, даже при текущем профиците рынка и начавшемся снижении оптовых цен.
Наталья Давыденко