Мобильный телефон — 25 гривен, автобус — 8 тысяч, автомобиль — 35 тысяч гривен — за такие смешные деньги всё это можно приобрести через аукционы конфискованного имущества, которые проводятся в областном центре. Несостоятельность населения погасить кредиты из-за нехватки денег приводит к тому, что банки конфискуют кредитное имущество и распродают его через аукционы, чтобы компенсировать часть стоимости кредита. Но главное здесь — цена вопроса, потому что дорогие вещи продают за бесценок, а разница и дальше «висит» на человеке, который брал товар в кредит.
Как конфискуют имуществоЕсли кредитор несколько месяцев не платит кредит, банкиры, не желая терять свои деньги, подают в суд и по его решению могут получить своё имущество. Однако не всегда происходит именно так. Достаточно часто попадаются случаи, когда человек привозит на плановый осмотр автомобиль, а домой идёт уже пешком. Не предупреждая владельца о возможной конфискации имущества, у него просто берут ключи от автомобиля и больше их не возвращают. Хотя конфискацией имущества должны заниматься исключительно судебные исполнители и только по решению суда. Интересно, что незапланировано и без предупреждения владельца обычно забирают дорогие автомобили, наподобие «Ауди», «Тойоты», «Шкоды». По-видимому, переживают по поводу того, чтобы за ночь предупреждённые владельцы не изувечили транспортное средство.
Чтобы забрать товары бытового назначения, судебные исполнители приезжают к людям домой — 30 минут и у вас нет телевизора.
Продажа конфиската
Информацию о товарах, которые в ближайшее время появятся на аукционах, можно найти на сайте Министерства юстиции Украины. Здесь есть перечень всех лотов Украины, с описанием товара, местом проведения торгов и стартовой ценой. Однако найти нужный вам лот непросто. Сайт разработан таким образом, что, даже понимая в подобных вещах, поиски могут затянуться на несколько часов, и это даже зная номер лота. Потыкать наугад вообще бесполезно. Как говорят, нужно знать «рыбные места», чтобы увидеть, где и что будут продавать.
Ценовая политика
Но аукционы кредитного конфискованного имущества — вещь интересная. Все они проводятся по правилам, которые обусловлены в приказе Министерства юстиции №4215 от 15.07.1999 г. с изменениями от 07.02.2009 г. «Об утверждении порядка реелизации арестованного имущества». Возможности, чтобы немного «смухлевать», находят и здесь. Согласно настоящему документу, если аукцион не состоялся из-за неуплаты покупателем в десятидневный срок стоимости товара или из-за отсутствия необходимого количества участников аукциона, на повторном аукционе стоимость лота можно снижать на сумму, которая не превышает 30 процентов от оценочной стоимости. Этим пользуются очень откровенно. Конфискованные автомобили преднамеренно не покупают во время их первого аукциона. Ажиотаж вокруг них возникает исключительно при повторной продаже. Именно поэтому здесь можно увидеть «Ниссан» 2005 года выпуска за 35 тысяч гривен (4117,64 доллара по курсу коммерческих банков). Рыночная цена подобного автомобиля существенно отличается от этой.
То же касается и других товаров. В перечне лотов можно увидеть новую мужскую обувь: кожанная, спортивного типа — 12 пар начальной ценой 1287 гривен — то есть по 107 гривен за пару. О том, чтобы во время аукциона стоимость товара подняли существенно, не может быть и речи. Торги идут между двумя, максимум тремя лицами, которые предварительно уже договорились кто и что покупает. Чтобы удостовериться в этом, мы посетили один из аукционов, который состоялся в пятницу, 11 сентября, в Полтаве. Здесь автобус «ПАЗ» 1987 года выпуска, по оценке экспертов, в нормальном рабочем состоянии продали за 8750 гривен, при начальной цене 8650 гривен. «Дэу Ланос» (не на ходу) за 10120 гривен, начальная стоимость 10078 гривен. Как таковых торгов и не было. Создалось впечатление, что между собой торговались муж и жена — исключительно, чтобы состоялся аукцион.
Кто же платит?
Банк получает не всю сумму, которую платит покупатель, приобретя товар на аукционе. Достаточно большая часть идёт тем, кто проводит аукцион, ещё часть — судебным исполнителям, банк же получает около 35 процентов. Таким образом, из фактически проданного конфискованного имущества за 20 тысяч гривен банк получает 7000 гривен. Разницу — 13 тысяч — должен оплатить кредитор, у которого забрали товар. Банкам в такой ситуации также лучше договориться с кредитором и продать его имущество кому-то дороже, без привлечения судебных исполнителей и аукционов. Тогда деньги получают в полном объёме и намного раньше. Но обычно банки не идут навстречу кредиторам, и у людей начинаются настоящие неприятности.
Не радостным может стать это приобретение и для покупателя. Процедура проведения аукциона достаточно сложная, с предварительными сообщениями, возможностью ознакомиться с имуществом, его проведением и тому подобное. Поэтому владельцы изъятого и проданного с аукционов имущества часто обращаются в суд и выигрывают дела. Например, согласно всё тому же постановлению Кабмина, каждое следующее повышение стоимости лота должно быть не менее 10 процентов от его оценочной стоимости, однако на наших аукционах «шаг» предпринимают, похоже, на своё усмотрение, при стоимости товара в 25 тысяч гривен — 50 грн., а при 52 тысячах — 1000 гривен.
Золотая лихорадка
Приобрести хорошую вещь за копейки стало возможностью для определённых слоёв населения обогатиться. На аукционах можно увидеть судебных исполнителей из любой точки Украины, которые, имея доступ к информации, «катаются» и скупают то, что им нужно.
«Для меня это стало нормальным заработком. Я покупаю автомобили, а затем продаю их на авторынке по рыночной цене. Где можно приобрести „Шевроле“ за 27 тысяч гривен? А я знаю, где, — рассказывает Алексей, судебный исполнитель из Одессы. — Мои действия не являются коррупцией, потому что это не запрещено».
На аукционе можно увидеть дорогой телефон, потому что на дешёвые кредиты не оформляли, за 25-100 гривен, холодильник за 300 гривен, «ГАЗ 430100» 1995 года выпуска (с ассенизаторной цистерной) — 13380 гривен. Поэтому аукционы — это «золотая» жила для тех, кто желает получить выгоду на чужих проблемах.
Таким образом подтверждается высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Чтобы скупить конфискованное имущество за бесценок кое-кто не останавливается ни перед чем. Ни суд, ни банк, ни владелец имущества в этой ситуации не станут на пути.
Конкретный случай
На аукционе в Полтаве продали автомобиль «Опель» 2006 года выпуска, с полной комплектацией, за 72 тысячи гривен. Рыночная цена такого автомобиля приблизительно 130 тысяч гривен. Перед началом торгов владелец предоставил официально зарегистрированную в суде жалобу от банка. Ведь будучи фактически владельцем автомобиля, банк не был даже предупреждён о том, когда именно состоятся торги. Более того за два дня до проведения торгов представители банка обратились к судебным исполнителям с просьбой приостановить проведение аукциона, в связи с продажей машины. Исполнительная служба отказала банку, как и на торгах проигнорировали предоставленную справку из суда. На вопрос: почему так, услышали ответ, что все знают, что это рискованные покупки, поэтому сами понимают, что могут попасть в неприятности.
P.S. Парнишка из Одессы, якобы почувствовал, что «Опель» проблемный, и перестал за него торговаться со словами: «Нет, я не хочу иметь с ним проблемы». И он был прав. Прежний владелец автомобиля, как и банк, собираются обратиться в суд и прокуратуру с требованием признать эти торги не действительными.