Ежемесячно на ребёнка до трёх лет женщины получают помощь в среднем 130 грн. Но в Украине уже существуют прецеденты, когда молодые женщины обращаются в судебные инстанции и доказывают, что должны получать деньги в размере прожиточного минимума на ребёнка до 6 лет. На сегодня это – 557 грн.
Самый настоящий бум обращений матерей об увеличении помощи по уходу за ребёнком до трёх лет произошёл в 2007 году, когда в Днепропетровске были вынесены позитивные решения в судах первой инстанции, даже, пройдя апелляционный суд, несколько десятков женщин всё-таки получили деньги на ребёнка.Тогда юристы опирались на то, что размер этой социальной помощи установлен двумя законами: для застрахованных лиц (матери, которые до беременности работали) – Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей работоспособности и расходами на захоронение»; для незастрахованных лиц (тех матерей, которые до беременности не работали) – Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми». Согласно статье 43 первого закона, размер помощи должен быть не ниже размера прожиточного минимума. Для неработающих матерей, согласно статье 15 второго закона, предусмотрена помощь не ниже размера прожиточного минимума, установленного законом для детей до 6 лет.
Но, принимая ежегодно Закон о Государственном бюджете Украины, законодательный орган систематически приостанавливает или устанавливает существенно меньшие размеры помощи. На сегодня матерям, которые воспитывают детей до трёх лет, выплачивается ежемесячная помощь не менее 130 грн. Но 22 мая 2008 года статью 43 первого Закона Конституционный Суд признал неконституционной.
Так же была признана неконституционной статья 15 второго Закона: «Помощь по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста предоставляется в размере, который равняется разнице между прожиточным минимумом, установленным для работоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчёте на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 гривен». Как прожить на эти средства маленькому ребёнку и неработающей матери, власть предержащие не говорят, хотя и отмечают, что если совокупный доход семьи меньше прожиточного минимума, то помощь на ребёнка будет увеличена.
Не молчат юристы и сами женщины
В настоящий момент в Автозаводском районе Кременчуга в суд подано около 30 заявлений – матери требуют перерасчёта социальной помощи на ребёнка. В интернете же участились сообщения на юридических форумах и сайтах, где правоведы заявляют, что ограничения, приостановки, исключения и изменения статьи 43 первого Закона и статьи 15 второго Закона являются неправомерными и не должны применяться, потому что они противоречат части 3 статьи 22 Конституции Украины (далее – Конституции) и многочисленным разъяснениям Конституционного Суда Украины.
Но, как отметила начальник Управления труда и социальной защиты населения Автозаводского района Лидия Глоба, на сегодня известно, что принято решение по 10 делам, из них положительно решено два. Да и из них одно уже отменено через апелляционный суд, второе – ожидает решения апелляционного суда. «При выплате этой социальной помощи мы пользуемся законами „О Государственной помощи семьям с детьми“ и „О Государственном бюджете“. В 2009 году помощь выплачивается в размере, который равняется разнице между 75% прожиточного минимума, установленного для работоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчёте на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не меньше чем 130 гривен. У кого разница большая, тот, конечно, и получает больше средств».
Относительно возможного получения средств через суд Лидия Глоба считает это напрасными надеждами, ведь в Госбюджете нет на это средств: «Сначала суды частично удовлетворяли иски матерей. Но всё равно средств у нас нет. Если сверху придут указания сделать перерасчёт, конечно, мы это выполним. Но на сегодня обращение в суд ничего не даст, все решения останутся на бумаге».
Но не только неуверенность женщин в выигрыше дел в суде останавливает их. Ведь свои хлопоты, да и финансовые затраты ещё больше ставят под сомнение выигрыш такого дела. «Долго колебалась, нужно ли идти на такое дело, ведь в суде нужно оплатить услуги адвоката. Кроме того, нужно предоставить все соответствующие документы, а для этого обойти не одну инстанцию. Также я не слышала, чтобы кто-то из мамочек получил эти средства, когда суд принимал решение в их пользу. Денег же просто нет в бюджете. С одной стороны, на это нужно много нервов и терпения, с другой – кто защитит права ребёнка, как ни родители. После предварительной консультации с юристами для себя решила заняться этим, едва только ребёнок подрастёт. А для того, чтобы услуги юриста были менее ощутимыми для моего бумажника, предложу подругам, которые имеют также маленьких детей, приобщиться к этому делу», – говорит Алёна, мать 6-месячного ребёнка.
Комментарий
Адвокат Руслан Ульянов:
— Помощь по уходу за ребёнком по достижению им трёхлетнего возраста, действительно, согласно законодательству Украины, равняется разнице прожиточного минимума, установленного для работоспособных лиц, и среднемесячным доходом семьи на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но должно быть не менее 130 гривен. Управление социальной защиты населения на основании положения о назначении и порядке выплаты государственной помощи семьям с детьми и проводят выплаты. Для того, чтобы определиться с суммой выплат, необходимо предоставить справки о доходах членов семьи. Согласно ним, и проводят расчеты. И если разница больше 130 грн., тогда должны выплачивать эту разницу, в течение следующих шести месяцев. Потом через это время нужно опять предоставить документы, подтверждая, что доходы не изменились. Если же такие документы не предоставляются, то размер помощи автоматически уменьшается до 130 грн.
В 2007 году была попытка изменить сумму этих выплат, но в Законе о Государственном бюджете. Потом Конституцийний суд Украины признал эти действия неконституционными, из-за того, что законом о Государственном бюджете нельзя вносить изменения в те законы, которые не относятся к государственному бюджету. Соответственно в 2007 году выплата этой социальной помощи происходила на основании действующего украинского законодательства. Такая же ситуация сохранялась и в 2008 году. Хочу подчеркнуть, что 130 грн. – это и сумма, которую гарантировано платит государство на ребёнка до трёх лет, несмотря на уровень дохода семьи. И так же её не должны платить всем «поголовно». Если доходы семьи низкие, то необходимо сделать перерасчёт. Относительно появления в СМИ и интернете материалов о неправильной и заниженной выплате помощи на ребёнка до трёх лет, то те авторы, которые пишут о возможности выигрыша судебного дела, не имеют никакой правовой перспективы в судах. Их мнения являются глубоко ошибочными и популистскими, направленными исключительно на повышение внимания к своему СМИ или интернет-сайту – не больше.
Статья в интернете и реальное исковое заявление, за которой нужно получить реальное судебное решение, о котором отчитываться перед клиентом, – это совсем разные вещи. Поэтому в статье можно писать всё, что угодно, а когда обратится клиент, то ему скажут, что совсем недавно изменилось законодательство, или берутся за заведомо проигрышное дело и потом скажут о том, что суды изменили свою практику и в нашем конкретном случае поступили несправедливо или выдумают что-то другое.
Для того, чтобы подать исковое заявление, должны быть правовые основания. На сегодня в законодательстве нет никаких ссылок, что должен выплачиваться необлагаемый минимум. Хотя если ссылаться на Конституцию Украины и какие-то общефилософские проблемы, тогда – да. Но, судя по статье 15 Закона «О государственной поддержке детям» выплата должна осуществляться по формуле. Есть люди, которые утверждают, что право должно быть не позитивным, а естественным, то есть таким, которое должно удовлетворять понятие справедливости, но тогда критерии несколько размыты. Поэтому таким критерием может выступить Конституция: берётся какая-то её статья, какой статьёй должен обеспечиваться прожиточный минимум человеку, и доказывают, что такой закон противоречит Конституции, поэтому необходимо взять за основу нормы Конституции. И на основании такой «волны» принимаются судебные решения. Возможно, даже кто-то из политиков «проталкивает» такие решения, чтобы потом «ткнуть носом» действующей власти: «вот, смотрите, выплачиваете такую сумму, а суды выносят решения о выплате большей суммы». Тогда это, по большому счёту, не юридическая проблема, а политическая.
Нужно знать, на уровне какого суда приняты предыдущие решения о перерасчёте выплат средств матерям по уходу за детьми до трёхлетнего возраста. Если они приняты на уровне хотя бы Верховного Суда или Высшего Административного суда, тогда есть смысл о чём-то говорить, поскольку, например, апелляционный суд Кировоградской области может принять одно решение, а аналогичный суд Полтавской области – совсем противоположное.
Дополнение 1
Во вторник, 15 декабря, начальник Главного управления труда и социальной защиты населения Полтавской областной госадминистрации Людмила Корниенко сообщила, что в декабре будут выплачивать повышенные размеры государственной социальной помощи. В связи с тем, что 1 ноября 2009 года были увеличены размеры прожиточных минимумов для основных социальных и демографических групп населения в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины „О Государственном бюджете Украины на 2009 год“. Все счета были проведены автоматизированным способом и их выплатят в этом месяце через почтовые отделения связи или банковские учреждения.
Исходя из установленных размеров прожиточных минимумов:
— помощь в связи с беременностью и родами неработающим женщинам выплачивается в размере не менее 186,0 грн. в месяц;
— помощь по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста – в размере не менее 130 грн. в месяц. Однако, если в семье отсутствуют доходы – помощь может выплачиваться в максимальном размере – 558 грн. в месяц;
— помощь на детей одиноким матерям – в размере не меньше: для детей в возрасте до 6 лет – 89,6 грн., для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 232,8 грн.; для детей в возрасте от 18 до 23 лет, которые учатся, – 223,2 грн. в месяц. Если в семье отсутствуют доходы – помощь может выплачиваться в максимальном размере: для детей в возрасте до 6 лет – 316,0 грн., в возрасте от 6 до 18 лет – 388,0 грн. и для детей в возрасте от 18 до 23 лет, которые учатся, – 372,0 грн. в месяц;
— максимальный размер помощи на детей, над которыми установлена опека или забота будет составлять для детей в возрасте до 6 лет, – 1264,0 грн. и для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1552,0 грн. в месяц.
Дополнение 2
Для того, чтобы подать иск в суд о выплате и перерасчёте размера помощи, необходимо:
— обратиться с письменным заявлением в соответствующее управление социальной защиты населения о перерасчёте вашей помощи и выплате в соответствии с размером прожиточного минимума, установленного законом;
— получить ответ (скорее всего, отказ с обоснованием);
— составить исковое заявление в соответствии с процессуальными требованиями, приложить копии необходимых документов, оплатить судебный сбор и подать в суд по месту нахождения ответчика – соответствующего управления труда и социальной защиты населения.
Марина Макеева