Накануне нового учебного года хотелось бы обратиться к родителям, дети которых идут в первый класс. Начало школьного обучения — это очень важный шаг в жизни ребёнка. Ему придётся не только привыкать к новым условиям своей жизни, но и уметь отвечать за себя, то есть знать и выполнять определённые обязанности, владеть навыками гигиены, ухода за своим внешним видом.
В связи с этим хотим предоставить вам некоторые советы, которые помогут быстрее адаптироваться к школе и обеспечат безболезненное вливание в коллектив.Итак, для того чтобы малыш скорее привык к режиму — рано подниматься и вовремя ложиться спать — организуйте день ребёнка так, чтобы он засыпал не позже 22:00. Тогда будущий школьник сам будет просыпаться около 8-ми часов утра. Для этого нужно, чтобы дети как можно больше находились на свежем воздухе, играли в активные игры. Организуйте правильный режим питания. Мало того, приём пищи должен максимально совпадать со школьным режимом. Пища должна быть насыщена всеми полезными веществами, которые нужны ребёнку. Более подробно рацион малыша можно согласовать со своим педиатром, который учтёт возможные заболевания, состояния или особенности развития первоклассника.
Очень важным является и сам процесс обучения. Особенно для тех детей, которые не ходили в детский сад. Чтобы малыши быстрее поняли систему обучения, можно организовать игру в школу: собрать друзей вашего ребёнка и провести интересную викторину, но в режиме школьного обучения. Только не забудьте учесть интересы детей. Подбирайте вопросы, или задачи, связанные с любимыми мультфильмами и фильмами. И призы надо подбирать не дорогие, а интересные детям. Это может быть бабушкино печенье, которое исполняет желания. Игры и сказки, пока что, нельзя исключать из жизни детей. Это на данном этапе жизни является их основной деятельностью.
Кстати, ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере остаётся важным условием. Лучше предложите нарисовать любимых героев, вырезать их из бумаги, сочинить о них сказку. Такие игры направлены на развитие мелкой моторики, что будет необходимым во время обучения. А ещё мелкая моторика способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Особое внимание обратите на активных, непоседливых детей, тех кто не может долго удерживать внимание на одной деятельности или задании. Такие дети входят в группу риска. В школе они быстрее устают, истощаются. Как следствие начинают вертеться, трогать одноклассников, ёрзать на стуле. Таким детям крайне необходимо придерживаться всего того, о чём говорилось выше. А на ночь предложите нарисовать что-то приятное: свою мечту, своё хорошее настроение или удовольствие.
У детей иногда возникают проблемы адаптации и общения в школьном коллективе. Таким детям я рекомендую как можно раньше начать ходить в различные кружки, секции, школу раннего развития. А ещё, желательно обратиться к психологу. Специалист выяснит первопричину такого поведения и даст рекомендации родителям.
Ещё заслуживает внимания, так называемый «синдром ошибки». Переживания и волнения детей, возникающие вследствие ошибок, проигрышей, неудач. Это очень влияет на состояние нервной системы и эмоционально-волевой сферы детей. Могут появиться такие проявления, как повышенная плаксивость, тревожность, агрессия, отказ выполнять то, что не получается, или в чём не уверен малыш. В таком случае тоже лучше обратиться к специалисту-психологу. Он поможет ребёнку и даст определённые советы родителям.
Уважаемые родители, пусть вами руководит любовь, а не гипер-опека. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам. Дети имеют право на свой путь в жизни и вы можете только помочь сделать его максимально комфортным для самих детей, но пройти его за них вы всё равно не сможете. Доверяйте своим детям и давайте им возможность ошибаться — это их опыт, сила и уверенность в своих силах.
Желаю вам добра и согласия, счастья и любви в ваших семьях и мира нам всем!
Подготовила практический психолог Кременчугской городской детской больницы Верменич Людмила Михайловна