Программа медицинских гарантий даёт чёткие правила, как получить помощь. Электронное направление является условием для бесплатной медицинской помощи. Е-направление выписывает врач первички или лечащий врач. Подробные разъяснения дали в Национальной службе здоровья Украины.
Пациент самостоятельно выбирает медицинское учреждение, в которое обратиться за консультацией, независимо от своего места жительства или регистрации. Или того, в каком районе или городе работает врач, который выписал такое направление.Не имеет значения, врач какого учреждения выписал электронное направление — коммунального или частного, или это врач-ФЛП. Пациент получит консультацию по направлению бесплатно в любом заведении, которое имеет договор с НСЗУ по соответствующему направлению помощи.
Электронное направление действует в течение одного года с даты создания. Но нужно придерживаться рекомендаций врача относительно сроков прохождения обследования и получения консультации специалиста, на которые он направил пациента. Такая информация, в частности, указана в дополнительной информации в направлении, когда врач распечатывает пациенту информационную памятку.
Электронное направление не требуется:
- На консультацию к некоторым врачам-специалистам пациент может попасть без направления. Это — гинеколог, психиатр, стоматолог, педиатр, нарколог, фтизиатр, а также врач, у которого пациент с хроническими заболеваниями находится под медицинским наблюдением.
- Когда пациент получает платную услугу, которая официально утверждена в больнице и оплата за неё осуществляется в виде официальных платежей через кассу заведения.
Экстренная и неотложная помощь предоставляется без электронного направления.
Неотложное состояние человека — это внезапное ухудшение физического или психического здоровья, которое представляет прямую и неотвратимую угрозу жизни и здоровью человека или окружающих его людей, и возникает в результате болезни, травмы, отравления или других внутренних или внешних причин. Такое состояние требует проведения неотложных лечебных мероприятий. Объём бесплатных медицинских услуг таким пациентам предоставляется, в соответствии с потребностями пациента.
Бригада экстренной медицинской помощи или дежурный врач приёмного отделения должен оценить состояние здоровья пациента, установить предварительный диагноз, оказать неотложную помощь, определить потребность в госпитализации.
Если ургентный пациент нуждается в госпитализации, он получит бесплатные медицинские услуги по пакетам стационарной помощи. И не имеет значения, обратился ли он сам в больницу в неотложном состоянии, был ли доставлен бригадой экстренной медицинской помощи.
Если в учреждении безосновательно отказали в оказании услуг, предусмотренных Программой медицинских гарантий, или требовали деньги, это является нарушением прав пациента и условий договора между больницей и НСЗУ. В таком случае можно оставить жалобу через электронную форму на сайте НСЗУ в разделе «Гражданам». По алгоритму действий пациента в таких случаях можно обратиться к оператору контакт-центр НСЗУ по номеру 16-77.