Это подтверждено ответом Госуправления экологии и природных ресурсов в Полтавской области на информационный запрос «ВК». При подготовке положительного вывода относительно земельного участка, был использован документ, статус которого областные специалисты-экологи, так и не смогли прояснить. Грубо пренебрегая правом общественности на ознакомление с экологической информацией, упомянутое управление отказало «ВК» в предоставлении самого документа. Сейчас издание оспаривает отказ.
«На ваш информационный запрос сообщаем, что в Государственное управление экологии и природных ресурсов в Полтавской области никакой документации по предварительной екологической экспертизе строительства металлургического комбината «Ворскла-сталь» не поступало», - такой официальный ответ предоставило упомянутое управление.Цитируем дальше: «При выборе места расположения земельного участка под строительство металлургического завода, ООО «Ворскла-сталь» заказало в Украинском научно-исследовательском институте экологических проблем министерства охраны окружающей природной среды Украины (г. Харьков) работу «Проведение ОВНС для выбора и отвода земельного участка для строительства металлургического завода на базе руд Кременчугской магнитной аномалии на предпроектной стадии» (научный руководитель О.О.Дмитриева.) Настоящий документ (31 страница) был использован нами при подготовке вывода относительно выбора земельного участка, он не является обязательным в принятом перечне документов и его форма и содержание не регламентированы. Для ознакомления именно с настоящим документом вам нужно обратиться к его заказчику или разработчику».
Вот так! Неужели исследование, якобы солидного института, делалось для проформы, а не для ознакомления с общественностью? Или может статус документа настолько сомнительный, что его и вынести на широкую общественность стыдно? И это при том, что во время пресс-конференции в облгосадминистрации 13 декабря 2005 г., начальник Госуправления экоресурсов Игорь Поддубный публично заявил, что исследование - документ открытого характера и желающие могут с ним ознакомиться. На практике же оказалось, что слова должностного лица расходятся с делом.
Сейчас «ВК» оспаривает неправомерный отказ Госуправления экоресурсов в Полтавской области в высшем органе - профильном министерстве. Мы настроены отстаивать право на доступ к информации до конца, в том числе и в суде.
Цитируем обращение «ВК» в министерство:
«Госуправлением экологии и природных ресурсов в Полтавской области был нарушен срок рассмотрения информационного запроса, который в соответствии со ст.32 Закона Украины «Об информации» составляет 10 дней. Ответ мы получили 17 января, датирован он 13 января (Копия ответа прилагается). Фактически нам отказали в ознакомлении с документом, который имеет открытый характер
Должностные лица Госуправления экологии и природных ресурсов в Полтавской области демонстрируют незнание законов Украины и международного экологического законодательства, или грубо им пренебрегают.
В частности:
- в соответствии со ст.50 Конституции Украины «каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также праве на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена»;
- в соответствии с Орхуской конвенцией, гарантируются «права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды», в том числе «планы и программы, которые влияют или могут влиять на составляющие окружающей среды».
Экологическая экспертиза - законное требование
- На какой стадии решается вопрос экологической экспертизы промышленных объектов? - с таким вопросом «ВК» обратился к главному архитектору Кременчуга Виктору Трушу. Ссылаясь на ряд законов (Земельный кодекс, Закон «О планировании и застройке территорий», «О градостроении»), он рассказал об общем порядке процедур, которые предшествуют строительству:
1. Обоснование размещения объекта - в нем должен быть экологический вывод. (Статья 151 Земельного кодекса Украины предусматривает, что юридические лица «обязаны до начала проектирования согласовать с владельцами земли и землепользователями, а также сельскими, поселковыми, городскими советами... место расположения объекта, размер земельного участка и условия его выделения (выкупа) с учетом комплексного развития территории, которое бы обеспечивало нормальное функционирование на этом участке и прилегающих территориях всех объектов, условия проживания населения и охрану окружающей среды»).
2. Получение разрешения на проектирование объекта и составление проекта отведения земельного участка.
3. Разработка технической документации на отведение земельного участка, экспертиза документации и утверждение соответствующим местным советом решения об отведении земельного участка.
4. Государственный акт на землю или договор на аренду.
Сейчас же имеем дело с выделением земельного участка под проектирование и строительство без экологической экспертизы.
Вестник Кременчуга