Согласно постановлению Кабинета Министров Украины №137 от 30-го января 2012 года Порядок проведения обязательного технического контроля и объёмы проверки технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) определяет процедуру проведения обязательного технического контроля и объёмы проверки техсостояния транспортных средств, зарегистрированных Госавтоинспекцией, по результатам которой устанавливается их пригодность к эксплуатации или невозможности эксплуатации, кроме следующих транспортных средств:
— легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства — независимо от срока эксплуатации; — легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъёмностью до 3,5 тонн, прицепы к ним — со сроком эксплуатации до 2-х лет.
Периодичность прохождения обязательного технического контроля составляет:
— для легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, со сроком эксплуатации более 2-х лет — каждые 2 года;
— для грузовых автомобилей, независимо от формы собственности, грузоподъёмностью до 3,5 тонн, прицепов к ним со сроком эксплуатации более 2-х лет — каждые 2 года;
— для грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 3,5 тонн, прицепов к ним и такси независимо от срока эксплуатации — ежегодно;
— для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, независимо от срока эксплуатации — дважды в год.
По требованию владельца обязательный технический контроль транспортного средства, которое зарегистрировано в установленном порядке, но не подлежит обязательному техническому контролю, проводят по процедуре, определённой настоящим Порядком.
Заказчик имеет право свободного выбора исполнителя проведения обязательного технического контроля транспортного средства. Ограничение по выбору исполнителя, в частности зависимости от места регистрации транспортного средства, не допускается. Заказчик имеет право свободного выбора исполнителя проведения обязательного технического контроля транспортного средства, согласно государственному реестру субъектов проведения обязательного технического контроля транспортных средств.
В настоящее время к проведению ОТК в Полтаве допущены 8 субъектов, а по области — 23. Информацию об их местонахождении можно получить в УГАИ или на сайте МВД. Сроки прохождения ОТК — по планам руководителей предприятий, согласованных с выбранным предприятием.
Заказчик подаёт исполнителю заявление о проведении обязательного технического контроля транспортного средства по форме.
Заказчик для оформления документов подаёт исполнителю лично:
— паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (в случае предоставления документов уполномоченным лицом — такое лицо, кроме документа, указанного в настоящем абзаце, предъявляет исполнителю документ, подтверждающий его полномочия);
— свидетельство о регистрации транспортного средства.
Обязательный технический контроль транспортного средства проводится после проведения его внешнего осмотра с целью сверки идентификационных номеров и номерных знаков транспортного средства с данными регистрационных документов, установления комплектности и фиксации его повреждений на основании договора о проведении обязательного технического контроля транспортного средства, который заключается между исполнителем и заказчиком.
В случае несоответствия идентификационных номеров и (или) номерных знаков данным регистрационных документов транспортного средства обязательный технический контроль не проводится.
В случае, если заказчик изъявил намерение наблюдать за процессом обязательного технического контроля транспортного средства, исполнитель проводит инструктаж по охране труда.
Для проведения обязательного технического контроля принимается полностью укомплектованное, заправленное эксплуатационными жидкостями (согласно эксплуатационной документации изготовителя) транспортное средство при отсутствии наслоений грязи, что может повлиять на результаты проверки его технического состояния.
Обязательный технический контроль транспортного средства проводится согласно утверждённой исполнителем технологической документации, разработанной в соответствии с нормативными документами.
Исполнитель предупреждает заказчика о проведении фото- и (или) видеофиксации процесса проведения обязательного технического контроля транспортного средства.
Расчётное оперативное время обязательного технического контроля транспортного средства общего назначения максимально составляет:
— 30 (40) минут — для прицепов (полуприцепов);
— 40 минут — для легковых автомобилей;
— 60 минут — для грузовых автомобилей;
— 65 минут — для автобусов.
Для специальных и специализированных транспортных средств или транспортных средств, оборудованных дополнительным оборудованием, оперативное время может быть изменено.
В случае получения положительного результата при проведении обязательного технического контроля транспортного средства составляется протокол, который выдаётся заказчику, а в случае отрицательного результата выдаётся акт несоответствия технического состояния транспортного средства по форме.
Если протокол обязательного технического контроля применяется как альтернатива Международному сертификату технического осмотра (по требованию заказчика), его выдают аккредитованные согласно Закону Украины «Об аккредитации органов по оценке соответствия» исполнител в соответствии с Соглашением о принятии единых условий периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров с указанием в протоколе слов следующего содержания: «Международный технический осмотр проведен».
Исполнитель предупреждает заказчика об обнаруженном несоответствии и выдаёт акт несоответствия под расписку.
Незарегистрированное в установленном законодательством порядке изменение конструкции транспортного средства считается существенным несоответствием.
Незначительное несоответствие заказчик может самостоятельно устранить на месте проверки технического состояния транспортного средства.
Повторная проверка технического состояния транспортного средства проводится после устранения несоответствия, обнаруженного во время предыдущей проверки в соответствии с заключенным договором.
Выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям или без протокола обязательного технического контроля влекут наложение штрафа согласно ст. 128 ч. 1 КУоАП на должностных лиц, ответственных за техническое состояние от 40 до 50-ти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 680 до 850 грн.).
Олег Матвиенко, инспектор ГАИ ПГУ