Правовое оформление наследственных прав является совокупностью правовых действий, после совершения которых устанавливается доля каждого наследника в наследственном имуществе, и наследники приобретают право распоряжаться этим имуществом.
Завершается оформление наследственных прав выдачей свидетельства о праве на наследство. Последнее не создаёт никаких новых прав у наследников на имущество, а лишь подтверждает уже существующее право на него, потому что право на наследование у них возникает с момента открытия наследства.Для выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус устанавливает следующие обстоятельства:
— факт смерти и время открытия наследства. Эти обстоятельства подтверждаются свидетельствами органа ГРАГС о смерти наследодателя; сообщениями или другими документами о гибели наследодателя во время военных действий; решения суда об объявлении лица умершим, которое является основанием для выдачи органами ГРАГС свидетельства о смерти;
— круг наследников, наличие завещания, наличие между наследодателем и наследниками семейных, супружеских отношений, факта нахождения на иждивении наследодателя;
— факт принятия наследства;
— установление наследственной массы, т.е. имущества, принадлежавшего наследнику и которое имеется на день открытия наследства.
Наследник, принявший наследство, может получить свидетельство о праве на наследство, которое представляет собой отдельный документ. Если наследство приняло несколько наследников, свидетельство о праве на наследство выдаётся каждому из них с определением имени и долей в наследстве других наследников.
Наследник, принявший наследство, в составе которого есть недвижимое имущество, обязан обратиться к нотариусу за выдачей ему свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество. Это свидетельство нотариус самостоятельно регистрирует в государственном реестре прав. Выписка о регистрации выдаётся наследнику вместе со свидетельством о праве на наследство.
Нотариус проверяет наличие всех необходимых документов для выдачи свидетельства о праве на наследство.
Напоминаем, что с 1 января 2013 года выписка БТИ не является документом, который мы истребует для выдачи свидетельства о праве на наследство наследнику. Но в свою очередь указанную выписку никто не запрещает принимать. Тем более, что для оформления наследства она выдавалась бессрочно. Поэтому, в случае если наследник получил выписку в 2012 году в рамках «старого» законодательства, нет оснований считать, что такой документ не может быть принят нотариусом в работу. Из указанной выписки можно получить информацию об отсутствии (наличии) самовольных пристроек (перестроек).
Кроме правоустанавливающего документа, необходимо предъявить оценочную стоимость имущества, определённую субъектом оценочной деятельности по направлению для целей налогообложения. Отчёт об оценке должен быть полным, действителен он в течение 6 месяцев.
С 1 января 2013 года новая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество уже заработала, и в одном Государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируются все вещные права, обременения этих прав как на земельные участки, так и на объекты, расположенные на них.
Все изменения в законодательстве, которые произошли в последнее время, направлены на упрощение процедуры регистрации прав. Они заключаются в том, что нотариус как специальный субъект наделён полномочиями по государственной регистрации прав на недвижимое имущество при совершении нотариальных действий.
В конце 2012 года были внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утверждённой приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 24.05.2001 года №127, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 10.07.2001 года за №582/5773.
Так, в соответствии с пунктом 1.2. приведённой Инструкции определён порядок и методика проведения технической инвентаризации построенных (реконструированных) домов, вспомогательных зданий и сооружений. Техническая инвентаризация проводится при таких случаях: перед принятием в эксплуатацию завершённых строительством объектов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта, перед проведением государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства, перед проведением государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, образовавшегося в результате разделения, объединения объекта недвижимого имущества или выделения доли из объекта недвижимого имущества, кроме случаев, когда в результате такого разделения, объединения или выделения доли завершенный строительством объект принимался в эксплуатацию.
В других случаях техническая инвентаризация проводится по желанию заказчика.
И.М. Сороколат, заведующая Второй кременчугской государственной нотариальной конторы