30 ноября в горисполкоме состоялся семинар депутатов всех уровней по вопросам разработки технико-экономического обоснования строительства мостового перехода и корректирования генерального плана застройки города.
Проектировщиками была проведена огромная научная работа, с результатами которой руководителей города, депутатов городского и районных советов ознакомили главный архитектор проекта Украинского государственного научно-исследовательского института проектирования городов «Діпромісто» Айликова Анна Витольдиевна, главный инженер проекта Харьковского проектного института «ПромбудНДІпроект» Геннадий Федорович Федак и главный специалист этого института Слободяник София Ефимовна, главный инженер проекта строительства нового мостового перехода Киевского проектного института «Київсоюзшляхпроект» Штейнбер Александр Зиновьевич.Разработчики генерального плана застройки Кременчуга отметили выгодное географическое расположение города, хорошие транспортные связи, а также то, что поблизости нет больших населенных пунктов, которые могли бы создать ему конкуренцию. По расчетам экспертов, при условии благоприятного развития города, через 20 лет количество населения может увеличиться до 250 — 265 тысяч человек. Поэтому научные работники рассмотрели возможность застройки свободных территорий, а также расширение черт города за счет прилегающих к городу сел. По словам Анны Айликовой, поскольку генеральный план — это модель устойчивого благополучного развития города, во время работы изучались все возможные аспекты его жизнедеятельности: влияние расположенных на территории Кременчуга промышленных предприятий на экологию, возможность передислокации их из центральной части города в промышленные зоны, перенесение из центра транспортных магистралей.
Главный инженер проекта Геннадий Федак отметил, что Кременчуг потенциально привлекателен для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в работу предприятий, но достаточно проблемными для города являются карьеры — они имеют большую санитарно-защитную зону, на которой не возможна застройка из-за взрывов и вибрации. Разработчики генерального плана считают, что предприятия, которые имеют санитарно-защитную зону, должны платить за использование этих земельных участков, хотя на них и не расположено производство, ведь город теряет значительные территории, где могли бы быть построены жилые дома, объекты социально-культурной сферы и тому подобное. Достаточно проблематичными являются и территории, которые расположены вблизи железнодорожных путей.
София Слободяник, главный специалист Харьковского проектного института «ПромбудНДІпроект», подчеркнула, что Кременчуг — основной промышленный центр области и поэтому 30% всех вредных выбросов Полтавщины дают именно промышленные предприятия нашего города. Кременчуг имеет и достаточно высокий индекс загрязнения атмосферы, хотя в последнее время наблюдается тенденция к улучшению состояния атмосферного воздуха.
По мнению ученых, 7 предприятий города относятся к первому классу опасности, 5 — ко второму классу, 15 — третьего класса вредности. Кроме того, негативное влияние на экологию Кременчуга оказывают также выбросы промышленных предприятий и стоковых вод в малые реки и Днепр. Достаточно серьезную для города проблему представляет значительная изношенность коммуникационных сетей.
Депутаты задали научным работникам немало вопросов, в частности: предусмотрено ли в проекте генерального плана укрепления берегов Кременчугского водохранилища, возможные источники обеспечения города качественной питьевой водой, застройку центральной части города, снос, так называемых «хрущовок» и строительство на их месте современных многоэтажных домов, создание и сохранение зеленых зон и многие другие.
Мэр Николай Глухов высказал и свое виденье будущей перестройки Кременчуга. Он поблагодарил разработчиков проекта за проведенную большую работу и сообщил, что в ближайшее время окончательный проект генплана будет вынесен на утверждение сессией городского совета.
В выступлениях разработчиков генерального плана застройки Кременчуга неоднократно отмечалось, что городу нужны новые транспортные развязки и строительство мостового перехода. Вопрос же об аварийном состоянии существующего моста в Кременчуге стоит в повестке дня еще с 1992 года. Научные работники считают, что мост устарел и «физически», и «морально». Построенный в пятидесятые годы прошлого века, он не был рассчитан на такую транспортную нагрузку, которая имеется сегодня. Существующий мост двухъярусный, и если нижняя его часть, по которой двигаются поезда, находится в удовлетворительном состоянии, то автомобильный проезд нуждается в капитальном ремонте. Его выполнение будет длиться несколько месяцев, а, учитывая то, что Кременчуг расположен на обоих берегах Днепра, перекрытие движения по мосту может создать значительные проблемы для жизнедеятельности города. Все эти факторы и вынудили городскую власть поднять проблему относительно необходимости строительства в Кременчуге нового мостового перехода не только на региональном, но и на государственном уровне. В текущем году на разработку технико-экономического обоснования нового моста из государственного бюджета Украины было выделено 10 млн. грн. Эти работы выполняет Киевский проектный институт «Київсоюзшляхпроект».
Наработки своего коллектива представил депутатам городского совета главный инженер проекта Александр Штейнбер. По словам Александра Зиновьевича, новый мостовой переход будет представлять собой 2 раздельных сооружения, каждое из которых рассчитано на три полосы движения. Поскольку Днепр — водная магистраль 1 класса, то к проекту мостового перехода поставлен ряд требований, в частности, проектанты должны предусмотреть пролет судоходности не меньше 240 метров, высота же под мостом должна быть не ниже 17 метров. Такое строительство будет стоить городу около 5 млрд. грн., и при достаточном финансировании будет идти около шести лет. Учитывая такую значительную стоимость мостового перехода, проектанты говорят о возможности его поэтапного ввода в эксплуатацию, что даст возможность разбить все расходы на несколько частей. Но и руководство города, и научные работники неоднократно отмечали, что даже таких средств на строительство нового мостового перехода в Кременчуге просто нет, да и из государственного бюджета город их вряд ли получит. Единственный выход — поиск инвесторов, хотя в этом случае речь будет идти уже о платном проезде через новый мост. Представители Киевского проектного института «Київсоюзшляхпроект» заверяют, что для городского транспорта его можно будет сделать бесплатным, платным он будет только для транзитного транспорта, но на данное время действующим законодательством этот механизм не определен.
Александр Штейнбер рассказал депутатам о двух возможных вариантах строительства мостового перехода. Один из них более дешевый, в связи с меньшей протяжностью, но он вызовет немало жалоб со стороны экологов и общественности региона, ведь будет проходить по прибрежной территории и нести значительную нагрузку на экологию природно-рекреационной зоны. После разработки, ТЭО должен пройти государственную экспертизу, следующий путь — работа над самим проектом.
Руководство города рассчитывает на помощь государства и в будущем году, ведь через Кременчуг пролегают немало общегосударственных автомобильных дорог, и строительство нового мостового перехода в нашем городе нужно не только кременчугскому территориальному обществу, но и Украине.