Кременчужанин Владимир Олейников уже три года пытается доказать, что его телевизор и компьютер вышли из строя в результате обрыва воздушной линии электросети, от которой питается его дом. ОАО “Полтаваоблэнерго” настаивает, что причинная связь между повреждением электросети и выходом из строя электробытовых приборов отсутствует.
12 июля 2002 года произошла авария на воздушной линии электросети, которая проведена к дому №28 по ул. Гагарина. В тот же день в трех квартирах и в офисе, которые расположены в этом доме, перегорели холодильник, електронагреватель, компьютер, телевизор и монитор. “Работники РЕМ отказались подписать акт о повреждении имущества в наших квартирах, - рассказывает Владимир Олейников, - мотивируя это отсутствием соответствующих полномочий. Поэтому мы, пострадавшие, составили акт в произвольной форме. Кстати, это предусмотрено правилами, в случае отказа представителя энергопоставщика подписывать акт, акт считается действительным, если его подписало не меньше, чем три потребителя. Кроме нас, пострадавших от повреждения электросети, настоящий акт подписали еще четверо соседей. Убытки оказались для меня значительными. За ремонт телевизора и компьютера нужно было заплатить более полутора тысяч гривен. Я решил обратиться за возмещением в ОАО “Полтаваоблэнерго”. Вместо этого получил от начальника Кременчугского филиала дружеский совет в письменной форме: “Если у вас повредились электроприборы, вам необходимо в течении суток обратиться в страховую компанию».Ураган “Катрина” по-кременчугски
На свои неоднократные обращения о возмещении ущерба к руководству ОАО “Полтаваоблэнерго” Владимир Олейников получил ответ: “У нас были форс-мажорные обстоятельства”. Форс-мажор заключался в неудовлетворительных погодных условиях.
“Я обратился в “Полтаваоблэнерго” с просьбой объяснить, что значит: “неудовлетворительные погодные условия”, - рассказывает Владимир Олейников. – В результате получил письмо, подписанное Евгением Богодистом, заместителем начальника Кременчугского филиала ОАО “Полтаваоблэнерго”. По мнению руководителя, форс-мажор создали сильные порывы ветра. Кстати, в своем ответе Евгений Богодист фактически признал, что обрыв нулевого линейного провода воздушной линии электропередачи привел к перенапряжению в сети”.
Для воздушной линии электропередач оказались катастрофическими порывы ветра со скоростью 5-6 м/сек. А именно такой силы был северо-восточный ветер в день аварии по данным метеорологического отдела Кременчугского летного колледжа. “Это ветерок, а не буран”- говорит Владимир Олейников. – А согласно со Строительными нормами и правилами в нашем регионе в застроенной местности воздушные линии электропередач должны выдерживать порывы ветра до 21 м/сек". Поняв, что с помощью переписки с руководством “Полтаваоблэнерго” вопрос не решить, Владимир Олейников обратился с иском в суд, чтобы возместить свои материальные и моральные убытки. Свои требования гражданин подкрепил выводом специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз при Министерстве юстиции Украины. Специалисты констатировали следующее: “Обрыв нулевого провода на входе в дом приводит к увеличению напряжения питания в электросети дома до 380В. Это приводит к нарушению режимов работы электроприборов, их перегреву, разрушению изоляции проводов и элементов, что становится причиной выхода их из строя”.
Статья 43. Правила пользование электрической энергией для населения
Энергопоставщик несет ответственность за вред, причиненный потребителю или его имуществу, в размере и порядке, установленном законом.
Во время рассмотрения дела в судебном порядке представитель ОАО “Полтаваоблэнерго” настаивал на том, что “сам по себе факт обрыва электросети не говорит, что выход из строя электробытовых приборов истца произошел именно по этой причине”.
Судья решил, что выводы специалистов столичного вуза не заслуживают внимания, потому что возможные последствия аварийного режима рассмотрены теоретически.
Владимиру Олейникову не удалось отстоять свой иск в районном суде, однако он подал апелляцию. Дата заседания апелляционного суда Полтавской области по делу гражданина Олейникова уже определена. Владимир Георгиевич намеревается доказать вину ОАО “Полтаваоблэнерго” в том, что в его квартире сгорели компьютер и телевизор: “Они должны нести ответственность за свою бездеятельность... Не поддерживают электросети в надлежащем состоянии! Конечно, при таких условиях им легкий ветерок – буран! Мы должны осознать, что не только потребители имеют обязательство перед энергопоставщиком, но и “Полтаваоблэнерго” имеет обязательства перед нами!”
За широкой спиной форс-мажора
Частный энергопоставщик немного жестко, но весьма успешно приучает нас к культуре потребления электрической энергии. При нарушении Правил пользования электрической энергией потребителя ожидает неминуемое наказание. Однако Правила, утвержденные Кабинетом министров Украины еще в 1999 году, определяют права и обязанности не только потребителя, но и энергопоставщика. Согласно этим правилам, последний должен не только обеспечивать надежное снабжение электрической энергии, но и нести ответственность за ее качество и за вред, причиненный потребителю и его имуществу.
Сергей Андриевский, начальник Кременчугского филиала ОАО “Полтаваоблэнерго” во время беседы признал, что обрыв нулевого провода вызовет перенапряжение в электросети и допустил, что в результате перенапряжения могут выйти из строя электроприборы. “Но потребителю необходимо доказать, что именно перенапряжение стало причиной порчи электроприборов, и что случилась она по нашей вине”, - отметил Сергей Генадиевич.
Дело в том, что Правила пользования электрической энергией освобождают ОАО “Полтаваоблэнерго” от ответственности за вред, причиненный потребителю или его имуществу в следствие действия обстоятельств непреодолимой силы, то есть обстоятельств, которые невозможно предусмотреть и предупредить. По мнению юриста “Полтаваоблэнерго”, таким форс-мажором в данном случае стало падение ветвей деревьев на линию электропередач... Хотя энергопоставщик обязан поддерживать электросети в надлежащем состоянии, а у “Полтаваоблэнерго” есть соответствующий договор с коммунальщиками об обрезании ветвей, которые мешают линиям электропередач...
Буран или 5-6 м/сек.?
Во время интервью юрист Кременчугского филиала ОАО “Полтаваоблэнерго” отметила: “Летный колледж делал замеры на аэродроме, а не на улице Гагарина у дома Олейникова, поэтому дела эти замеры не касаются”. “Строительные нормы и правила применяются для объектов, которые сдаются в эксплуатацию. А не для линий электропередач, которые уже прослужили несколько десятков лет, - добавил Анатолий Щеглов, руководитель пресс-службы ОАО “Полтаваоблэнерго”. – Степень износа большинства линий электропередач составляет 70-80 процентов, некоторых – сто процентов. Они по техническими параметрам уже отработали свой ресурс и не должны эксплуатироваться”.
- Потребитель платит за электроэнергию по установленному тарифу и вправе требовать от поставщика надлежащего обслуживания линий электропередач, от которых зависит надежное электроснабжение...
- Это претензии к НКРЕ, - отвечает господин Андриевский. – Понятно, что состояние сетей с каждым годом ухудшается, но у нас нет возможности его улучшать, ведь это не заложено в тариф.
Если это случилось с вами...
1. Всегда храните чеки на все приобретенные вами электроприборы, чтобы в случае необходимости вы могли подтвердить их стоимость и обосновать суммы убытков.
2. Сразу после выявления вреда, причиненного вашему имуществу, составьте в произвольной форме акт, детально изложив обстоятельства дела, указав точное время и дату. Пригласите подписать акт не меньше чем трех соседей, а также по возможности представителя ЖЭКа или выборное лицо домового, уличного, квартального или другого органа местного самоуправления.
3. Вызовите представителя энергопоставщика для составления акта-претензии. (Обязательно спросите фамилию и должность человека, который принял ваш вызов, запишите время и дату вашего обращения).
4. В случае неприбытия представителя энергопоставщика на протяжении трех дней, составьте еще один акт-претензию в произвольной форме и отправьте его энергопоставщику.
5. Если представитель энергопоставщика отказывается подписывать акт, организуйте подписи трех других потребителей.
6.Обратитесь в сервисный центр, который обслуживает вашу бытовую технику или к экспертам Торгово-промышленной палаты с просьбой установить причину повреждения и выдать соответствующий документ.
7. Если на протяжении десяти дней после получения энергопоставщиком акта, ваши претензии не удовлетворили и вы не получили обоснованного отказа, обращайтесь в суд.
1 комментар