Статья 26 Федерального Закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” раскрывает другие основания для возможного отказа иностранцам во въезде на территорию РФ. Среди них:
- нарушение правил пересечения государственной границы, таможенных правил или санитарных норм;
- использование поддельных документов или сознательное предоставление неправдивых сведений;
- наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преднамеренного преступления;
- совершение двух или больше административных правонарушений на территории РФ в течение трёх лет;
- не сдача миграционной карточки во время предыдущего выезда из РФ;
- уклонение от уплаты налога или административного штрафа во время предыдущего пребывания в РФ.
Статьёй 27 данного же закона установлены основания для безусловного отказа иностранцу во въезде на территорию РФ, а именно:
- необходимость обеспечения обороноспособности или безопасности государства, или общественного порядка, или защиты здоровья населения;
- применение в прошлом процедуры административного выселения или депортации с территории РФ (в течение пяти лет);
- наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
- непредоставление документов, необходимых для получения визы;
- отсутствие полиса медицинского страхования (за исключением отдельных категорий иностранцев);
- отсутствие средств на проживание в РФ;
- наличие действующего решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 №199. В соответствии с положениями указанного нормативного акта, в случае выявления обстоятельств, предусмотренных Федеральным Законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, территориальные отделения направляют уполномоченным федеральным органам исполнительной власти подтверждающие материалы. В свою очередь, после принятия соответствующего решения, федеральный орган исполнительной власти немедленно информирует об этом территориальное отделение (инициатора). Кроме того, федеральный орган, который принял решение, направляет в Федеральную службу безопасности РФ соответствующее представление с целью ведения учёта лиц, которым запрещён въезд в Российскую Федерацию.
Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными для принятия решения относительно нежелательности пребывания (проживания) иностранца в РФ, являются:
- Министерство внутренних дел;
- Федеральная служба безопасности;
- Министерство обороны;
- Министерство охраны здоровья и социального развития;
- Федеральная служба финансового мониторинга;
- Служба внешней разведки;
- Министерство юстиции;
- Министерство иностранных дел;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба контроля за оборотом наркотиков.
Порядок представления материалов территориальными отделениями в федеральные органы исполнительной власти и их рассмотрения определяется нормативно-правовыми актами указанных уполномоченных органов.
Так, приказом МВД РФ от 17.08.2004 г. №510 утверждена Инструкция по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по вопросам принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ. В соответствии с положениями указанной Инструкции, при выявлении обстоятельств, отмеченных в Федеральном Законе “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, органы внутренних дел в течение трёх рабочих дней оформляют материалы, которые документально их подтверждают, и готовят решение о нежелательности пребывания. Проект решения направляется в Федеральную миграционную службу. Решение о нежелательности пребывания оформляется в двух экземплярах, один из которых остаётся на сохранении в органе внутренних дел. О принятом решении (как позитивном, так и негативном) ФМС РФ немедленно в письменном виде информирует органы внутренних дел, которые представили материалы. О принятом позитивном решении ФМС РФ немедленно информирует Управление информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ФСБ России, которое непосредственно ведёт учёт лиц, которым запрещён въезд на территорию России.
Анализ действующего законодательства страны пребывания, которым регулируется порядок принятия и выполнения решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, даёт возможность сделать следующие выводы:
1. Русское законодательство содержит широкий перечень оснований для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В свою очередь, некоторые из указанных оснований не являются конкретизированными и позволяют принять соответствующее решение относительно любого иностранца.
2. Русским законодательством не предусмотрено право на судебное обжалование решения о нежелательности пребывания иностранца на территории РФ. Материалам, которые стали основанием для принятия соответствующего решения, может быть в любой момент предоставлен гриф ограниченного доступа.
3. Правило безусловной депортации иностранцев, относительно которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, может использоваться в качестве “скрытой экстрадиции” с целью избежания необходимых процессуальных процедур.
4. Кроме оснований для обязательного принятия решения о нежелательности пребывания иностранца на территории РФ, российским законодательством предусмотрена возможность произвольного принятия соответствующих решений, что способствует распространению коррупции среди уполномоченных государственных служащих.
Что Вы думаете об этом? Напишите первым!