Немецкие жетоны, каски, награды и оружие времён Второй мировой войны - это не только часть истории. но и безумный заработок. “Чёрные копатели” - так называют себя искатели артефактов, которые остались со времён Второй мировой войны. Патроны, отстрелянные гильзы, нательные немецкие жетоны, награды и самое главное - оружие - это то, что стремятся найти. Одни их называют осквернителями могил, другие - чёрными историками. Но нужно отдать должное копателям - их находки иногда проливают свет на войну, о которой уже начали понемногу забывать.
Занятие это незаконное, поэтому копатели не спешат “светиться”. Но нам удалось поговорить с одним из них - Алексеем.- Я этим и с этого живу, - говорит молодой мужчина. - Это мой образ жизни - без раскопок не могу представить себя.
Копают искатели целеустремлённо. Сначала ведётся серьёзная подготовка - поиск информации о боевых действиях, переправы - те места, где остались военные артефакты. По большей части информацию берут из исторических книг, архивов краеведческого музея и интернета. Иногда копачам везёт и они достают тайную информацию - это уже половина успеха.
- Я, например, знаю, что на Деевке была немецкая артиллерия, - рассказывает Алексей. - Были переправы под Градижском и в соседних сёлах. А на дне реки Псёл нашли танк. Но вытягивать его оттуда никто не спешит - нужно много техники и денег. Но если вытянуть, можно было бы продать в частную коллекцию. Есть люди, которые коллекционируют такие вещи. Об этих местах знают почти все кладоискатели, но там и до сих пор находят ценные вещи.
Лопату в зубы и...
Искатели военных кладов выезжают на места по большей части рано утром.
- Мы пытаемся выбирать места для раскопок подальше от населённых пунктов, - говорит Алексей. - Потому что бывали случаи, когда местные жители, наблюдая
за нашей работу, вызывали милицию.
Точно высчитать, где есть что-то ценное, невозможно. Чтобы приблизительно знать, где копать, используют металлодетекторы. Такое чудо техники стоит от двух тысяч долларов. По большей части раскопки продолжаются несколько дней. За один день один человек выкапывает около 50 ямок, и не факт, что там будет что-то ценное.
- Бывало такое, что жестянки выкапывали, ещё какое-то отребье.
О том, часто ли находят человеческие скелеты, Алексей говорит неохотно. Скорее вспоминает опыт русских коллег: - Знакомые русские копатели недавно нашли целое захоронение солдат. По большей части их идентифицируют по документам и перезахоранивают.
Но бывают и такое, что копатели делают брелоки для ключей из костей фаланг пальцев убитых солдат: - Честно говоря, я такого не понимаю, - вздыхает Алексей. - И так занимаемся не очень правильным делом, а от таких “сувениров” может быть ещё и какой отголосок в жизни. Не нужно шутить с такими вещами.
И тут же парень меняет тон голоса и говорит, что у копателей, как у врачей, выработался здоровый скептицизм.
- Увидели бы вы столько костей, черепов, сколько мы видим - не думаю, что над каждым убитым плакали бы. Почтить память - это святое, но беспокоиться нужно о живых.
За немецкий жетон - две тысячи евро
Личные нательные жетоны немецких солдат - большая удача.
- Эти жетоны в Украине можно продать за 200 евро, а в Германии цена достигает двух тысяч евро, - говорит Алексей.
Спрос на эти вещи объясняется тем, что немцы готовы платить любые деньги за то, чтобы выяснить что-то о своих дедах.
- Это для них семейная история, а она не имеет цены, - объясняет Алексей.
Еще большая удача - найти оружие. Если оно уже потеряло боеспособность, то его продают в частные коллекции. Если же ещё может стрелять, то продают бандитским группировкам. Такое оружие у них очень популярно. Купить современное не хватает средств, а это как раз может пригодиться.
Сбывают отрытый товар на чёрных рынках или через интернет. Хотя Алексей говорит, что у каждого копателя уже имеются налаженные связи. Ведь продавать военные ценности открыто очень опасно - можно и за решётку загреметь.
- Даже военные награды пытаемся открыто не продавать - это незаконно, хотя многие этого не боятся.
Копать - опасная работа
Работают копатели по большей части как минимум по двое, а то и целыми поисковыми группами.
- Одному работать трудно, - говорит Алексей, - к тому же очень опасно. Можно наткнуться на боевой снаряд, который может запросто взорваться. Нужен человек, который хоть скорую сможет вызвать, или на машине до города довезёт.
А шанс найти боевые противотанковые мины или гранаты большой.
- Бывало, находили винтовку с целым ящиком патронов, - рассказывает Алексей, - а рядом - неразорванные гранаты. Обращаться с ними нужно очень осторожно, ведь может рвануть в любое мгновение.
Правда, обращаться с такими вещами копатели умеют - те, которые ещё могут пригодиться, они продают, а из повреждённых достают взрывчатку и тоже продают. Безотходное производство, так сказать.
Официальное неодобрение
- Чёрные копатели могут наделать много беды, - говорит заместитель начальника Кременчугского ГУ МЧС Украины в Полтавской области Виталий Навроцкий. - Был случай, когда они в Песчаном вырыли и оставили на пустыре снаряды. Случайно там проходил пастух, он и вызвал милицию. Всё, что там осталось, мы забрали, но сколько те снаряды там лежали и не позабирали ли дети половину, сказать невозможно.
По информации Виталия Навроцкого, за пять месяцев 2009 года на территории Полтавской области зарегистрировано 43 случая выявления боеприпасов. Обезвредили 312 взрывоопасных предметов. Кременчуг и Кременчугский район лидирует по количеству выявления боеприпасов - на нас приходится 100 взрывоопасных единиц. По большей части такие “сюрпризы” подбрасывают МЧСникам чёрные копатели: вырыть - вырыли, а что с ним потом делать - не знают.
Марина Скальская