Использование админресурса, чёрного пиара и подкупа сопровождали избирательную кампанию 2012, — об этом сообщили представители Гражданской сети ОПОРА во время презентации Седьмого мониторингового отчёта по результатам общенационального наблюдения за выборами.
«На финише кампания характеризуется массовым всплеском медийной, уличной агитации и наружной рекламы, к которой прибегают все субъекты избирательного процесса», — рассказал Александр Неберикут, аналитик кампании наблюдения Гражданской сети ОПОРА. Участились случаи «грязной агитации» в одномандатных округах, что обусловлено ростом градуса борьбы между ключевыми кандидатами за каждый голос избирателя. Остаются актуальными основные тенденции кампании, которые были характерны и для предыдущих месяцев, в частности: масштабное использование административного ресурса, различные формы подкупа избирателей и нарушения правил проведения агитации.«Впрочем, должной реакции со стороны правоохранительных органов и ЦИК, субъектов избирательного процесса на системные злоупотребления не было», — добавил Неберикут.
В октябре было зафиксировано 159 случаев использования админресурса в 21 области Украины, больше всего — в Харьковской, Херсонской, Донецкой, Киевской, Одесской и Луганской областях. С небольшим отрывом второе место занимает нарушение порядка проведения агитации: 146 инцидентов в 24-х областях Украины. Больше всего — в Черновицкой, Харьковской областях и г. Киев. На третьем месте подкуп избирателей — 124 случая (в 21 области). Больше всего инцидентов выявлено в Одесской, Херсонской и Тернопольской областях.
Не менее распространённым явлением является препятствование деятельности партий и кандидатов: 112 зафиксированных инцидентов в 19-ти областях Украины (всего в Сумской и Одесской). На последнем месте два типа нарушений: силовой ресурс как метод влияния правоохранительных органов на избирательный процесс — 6 инцидентов и давление на СМИ — 6 нарушений.
Для предотвращения злоупотреблений в наиболее проблемных округах ОПОРА будет осуществлять 100% покрытия избирательных участков наблюдателями сети. Об этом сообщила координатор избирательных программ Гражданской сети ОПОРА Ольга Айвазовская. Округа выбраны по данным из отчётов долгосрочных наблюдателей, информации о системных нарушениях со стороны участников избирательного процесса и жёсткой конкуренции. ОПОРА также использовала критерий территориального разнообразия, чтобы учесть специфику кампании на Востоке, Западе, Юге, Севере и Центре Украины. Одним из наиболее весомых аргументов есть данные наблюдателей относительно оценок насыщенности кампании и социологических структур, которые показали незначительный разрыв между основными конкурентами. Поэтому, от справедливости подсчёта голосов зависит и честность результатов выборов, соответственно, роль наблюдателей крайне важна. ОПОРА выбрала для 100% покрытия такие округа: 95 (центр — Ирпень, Киевская область), 214 (г. Киев), 107 (центр — Лисичанск, Луганская область), 153 (центр — город Ровно), 73 (центр — Виноградов, Закарпатская область), 186 (центр — Цюрупинск, Херсонская область), 24 (центр — Днепропетровск, Самарский район), 157 (центр — Сумы), 17 (центр — Ладыжин, Винницкая область), 52 (центр — Дзержинск, Донецкая область).
Для того, чтобы с минимальной статистической погрешностью оценить качество избирательного процесса и максимально точно спрогнозировать результаты выборов в общегосударственном многомандатном округе (по партийному списку), ОПОРА будет применять быстрый статистический подсчёт голосов (БСПГ). Методика БСПГ предусматривает стационарное наблюдение за процессом голосования и подсчётом голосов на избирательных участках, выбранных путём случайной статистической выборки.
«Статистически обоснованный подсчёт голосов осуществляется на специально определённых на основе выборки участках. На первом этапе просчитывается правильная пропорция участков области до национального уровня, на втором — специальная программа методом случайной выборки отфильтровывает участки, на которых будут работать наблюдатели. Если будет хоть одна замена в пределах области, то всю выборку нужно проводить повторно. Статистически обоснованный подсчёт фиксирует реальное волеизъявление около 2000000 избирателей и является репрезентативным для национального уровня — пропорциональная часть (партийный список). Методика успешно применяется в мире с 1986 года и имеет низкую погрешность. В Украине уже привыкли к экзит-полам, но быстрый статистический подсчёт голосов является новацией, поэтому его суть легче понять через сравнение. Если экзит-пол проводится на 400 участках, то статистический подсчёт — на 1000.
В рамках экзит-пола будут опрашивать около 16500-20000 респондентов на выходе из участков, чтобы узнать за кого избиратель проголосовал. Мы же фиксируем результаты голосования 2 миллионов граждан, которые уже зафиксированы в бюллетенях», — отметила Ольга Айвазовская.
За комментариями обращайтесь:
Ольга Айвазовская, координатор избирательных программ, тел. (063) 617-97-50, a.olja@opora.org.ua
Гражданская сеть ОПОРА — неправительственная, внепартийная и финансово независимая всеукраинская сеть общественных активистов. Мы объединились с целью активизации общественного участия в политическом процессе, путём выработки и внедрения моделей влияния граждан на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.