14:12 Вівторок 0 1 926
14:12, Вівторок, 10 вересня 2019

В Рейтинге мэров 2019 Виталий Малецкий занял лишь 27 место из 35-ти

У мэров крупнейших украинских городов беспокойные времена — под ними шатаются кресла. Итоги парламентских выборов воодушевили правящую политическую силу, на Банковой заговорили о возможных досрочных местных выборах осенью 2019 года.
И то, что к концу августа разговоры временно поутихли, ровно ничего не говорит. Но и мэры себя в обиду просто так не дадут. В крупнейших 35 городах страны живёт более 15 миллионов человек, хотя официальная статистика показывает чуть меньшую цифру, пишет Светлана Шмелёва в № 16 Журнала Корреспондент.

«Корреспондент» представил свой рейтинг городских голов, в котором взвесили и экспертные мнения по поводу их влиятельности, и экономические возможности городских бюджетов, которыми они рулят.

Фото: korrespondent.net

Дело в деньгах


Городские бюджеты уже стали инструментом предвыборной политики, благо децентрализация резко усилила возможности местных властей. В центре это прекрасно понимают — в середине августа разразился скандал вокруг истории о том, как глава Офиса Президента попросил Кабмин притормозить причитающиеся городам платежи из центрального бюджета. Эти платежи — так называемые официальные трансферты — составляют 32% доходов местных бюджетов в 35 самых крупных городах.

Что интересного мы заметили в городских деньгах? Города за год стали меньше зависеть от центрального бюджета, доля так называемых официальных трансфертов (см. Как мы считали) за год сократилась примерно с 2/5 до 1/3 доходов городских бюджетов крупных городов. Конечно, можно радоваться децентрализации и тому, что местные власти всё меньше зависят от центра. Вместе с тем у нас не было снижения ставок общегосударственных налогов — на прибыль, НДС, акцизный сбор. То есть реально бюджеты всех уровней получают денег больше, но потоки из центра в регионы понемногу мелеют.

Фото: korrespondent.net

Как мы считали


При расчёте рейтинга мы рассматривали две категории показателей.

Первая категория — это политическая составляющая, которую 11 экспертов оценивали по таким направлениям:
  • наличие поддержки городским советом;
  • конструктивные отношения с центральной исполнительной властью;
  • наличие группы поддержки в парламенте;
  • конструктивные отношения с главой облгосадминистрации;
  • медийность как общенациональной фигуры, то есть насколько он известен не только в регионе, но и как самостоятельная политическая величина.

Каждый из наших экспертов провёл обширную работу — выставил всем 35 участникам рейтинга баллы по каждому из пяти перечисленных параметров. Мы эти оценки просуммировали. И в итоге получили рейтинги политического влияния. Как оказалось, наличие большого политического веса не гарантирует первых мест в итоговом рейтинге. Финансовые возможности — тоже важны.

Год назад нам было непросто собрать 10 экспертов. В нынешнем приняли участие почти столько же. Увы, так же, как и год назад, лишь немногие политические консультанты рискнули озвучить свои оценки. Оно и понятно: скоро местные выборы и политконсультантам хочется иметь клиентов.

Тем не менее 11 экспертов на 35 оцениваемых персон — вполне достаточно для качественного оценивания.

Вторая группа показателей касалась оценки экономической части влиятельности. Вот они:
  • сумма доходов городского бюджета (здесь и далее — в расчёте на душу населения);
  • сумма официальных трансфертов как из центрального, так и из областного бюджетов;
  • размер бюджета общественных инициатив (он же бюджет участия);
  • доходы от налога на прибыль предприятий коммунальной формы собственности;
  • доходы от налога на имущество (недвижимость и т. п.).

Источником информации для нас служили уже принятые местными советами городские бюджеты на 2019 год. Впрочем, была сделана поправка — все эти показатели мы рассматривали в расчёте на душу населения, чтобы максимально уменьшить влияние размеров города на влиятельность той или иной политической фигуры.

Первый из показателей — сумма доходов городского бюджета — был выбран потому, что влиятельность городского головы зависит от сумм, которыми он может оперировать в интересах жителей города.

В Украине подавляющая часть налогов собирается в центральный бюджет и только потом отчасти эти деньги возвращаются территориям в виде так называемых официальных трансфертов. Размер этих выплат в расчёте на душу населения в том или ином регионе свидетельствует одновременно о двух вещах. Во-первых, о том, насколько городские власти сумели договориться с центральными. Да, есть выравнивание доходов местных бюджетов — там, где меньше собирается местных налогов и сборов, центральная власть доплачивает. Но на самом деле разница между регионами по части щедрости центра налицо. Во-вторых, чем больше трансферты, тем больше возможности у мэра города что-то сделать для его жителей.

Размер бюджета общественных инициатив в расчёте на душу населения — третий показатель. Это небольшие суммы. Но они иллюстрируют готовность и способность городского головы вступать в диалог со своими избирателями по поводу того, какие именно инициативы, выдвинутые непосредственно самими горожанами, будут профинансированы.

Доходы от налога на прибыль предприятий коммунальной формы собственности — это свидетельство того, насколько эффективна городская власть, насколько качественно она управляет городскими коммунальными предприятиями. Ну и показатель её некоррумпированности. Чем больше налоговые поступления по данной статье — тем, очевидно, меньше успели украсть с тех предприятий.

Доходы от налога на имущество (недвижимость и т. п.) — это сугубо местный налог (как и налог на доходы физлиц). Но его ставку, в отличие от подоходного, устанавливает местный совет. Эта ставка, как и качество сбора этого налога, влияет на итоговую сумму поступлений. И именно от городского головы в значительной мере зависит то, сколько этот налог принесёт денег в городской бюджет, а затем — горожанам.

Итого


Ближайшие месяцы покажут, кто есть кто из мэров украинских городов. Оставшиеся до местных выборов месяцы (недели?) потребуют от действующих городских голов титанического напряжения сил. Монокоалиция и монокабмин оставляют совсем небольшое пространство для манёвра. Прежде всего — финансового. Если центр набросит на региональных руководителей денежную удавку, тем будет крайне сложно объясняться с их избирателями. Выживут сильнейшие. И ещё много будет зависеть от готовности локальных элит сплотиться вокруг своих нынешних лидеров. Потому что моновертикаль пленных не берёт и в переговоры практически не вступает.

Кто оценивал мэров?


Сергей Литвинов, заместитель директора Центра социальных технологий Социополис.
Андрей Миселюк, политолог, директор Института социально-политического проектирования Диалог.
Александра Решмедилова, политический аналитик.
Алексей Голобуцкий, заместитель главы Агентства моделирования ситуаций.
Ирина Тиран, политический эксперт.
Светлана Кушнир, политический и экономический обозреватель, эксперт Reputation Lab.
Евгений Магда, директор Института мировой политики.
Дмитрий Воронков, политический обозреватель.
Анатолий Луценко, политолог, директор компании GMT Group.
А также представители редакции Корреспондента — обозреватель Валерий Литонинский и главный редактор Александр Крамаренко.
Редакция благодарит Павла Харламова (Деньги) за помощь в анализе бюджетных показателей.
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    Власть 11:32 Понеділок 0 2 874 У Кременчуці відбулося засідання комісії з питань топоніміки та вшанування пам’яті видатних осіб 12 березня 2025 року під головуванням секретаря міської ради Юрія Гриценка відбулося чергове засідання комісії, що займається питаннями найменування об’єктів топоніміки, увічнення пам’яті видатних діячів і подій, а також встановлення пам’ятних знаків у межах Кременчуцької міської територіальної громади.