В рамках электрификации и комплексной модернизации участка Полтава – Кременчуг специалистами Южной железной дороги построена и пущена в эксплуатацию новая система электрической централизации и автоблокировки с тональными рельсовыми цепями и централизованным расположением аппаратуры (АБТЦ-2000).
При этом введено в работу 211 стрелок электрической централизации и 88 км автоматической блокировки, уложено около 600 км кабеля разной жильности, установлено 360 светофоров и так далее. Это самый большой объём внедрения новых систем СЦБ за последние 20 лет.Прежняя линейно-проводная автоблокировка постоянного тока, построенная в начале шестидесятых годов прошлого столетия, – самая первая система автоблокировки в СССР. За полстолетия эксплуатации она не просто устарела, а давным-давно себя изжила. К примеру, связь между станциями и сигналами осуществлялась по воздушным линиям связи. К тому же, линейно-проводная автоблокировка на электрифицированных участках не может работать по определению. В частности, переменный тяговый ток наводит помехи в рельсовых цепях, перестаёт вообще работать локомотивная сигнализация и т.д.
И вот от этого первого поколения систем СЦБ был сделан «шаг» сразу к пятому – АБТЦ-2000. Новая система, созданная на базе тональных рельсовых цепей, имеет целый ряд преимуществ — от менее трудозатратного обслуживания до кардинального повышения безопасности движения поездов. Вся аппаратура новой автоблокировки размещена централизованно, на постах электрической централизации, а на перегоне остались только проходные светофоры и путевые коробки рельсовых цепей…
Кстати, ЮЖД была пионером внедрения АБТЦ-2000 в Украине – первая такая система была построена на участке Братешки – Полтава-Киевская в 2002 году при подготовке к пуску «Столичного экспресса».
На открытии электрифицированного участка Полтава — Кременчуг – Бурты 15 ноября вице-премьер-министр Украины – министр инфраструктуры Борис Колесников отметил, что в этом году в техническом отношении Южная железная дорога перешагнула через несколько «ступенек».
Справка
На участке электрификации Полтава – Красноград – Лозовая скоростного направления Киев — Полтава — Донецк на сегодня тоже работает линейно-проводная автоблокировка постоянного тока. Весной 2012 года её сменит оборудование самого последнего, шестого поколения. Сейчас на участке Полтава – Красноград – Лозовая Южная железная дорога строит первый в Украине технологический микропроцессорный комплекс, включающий централизацию стрелок и сигналов на станциях, автоблокировку с тональными рельсовыми цепями на перегонах и диспетчерскую централизацию.
Лилия Двоскина