Напомним, что с инициативой заслушать Кабинет министров по этому вопросу выступил председатель фракции НУ-НС Николай Мартыненко.
«Предложение у нас такое: провести «час правительства» на такую тематику — «Убытки государства от деятельности компании „Ливела“. Причина бездеятельности власти и действия правительства для недопущения безакцизного ввоза товаров в будущем». Это, наверно, компетенция министра финансов», — сказал он.
Депутат напомнил, что своими действиями компания нанесла убытки государству только за 2010 год на 5 млрд грн. В то же время таможня оценила убытки государства от безналогового ввоза нефтепродуктов компанией «Ливела» в 2010 году в 2,892 млрд грн.
Ранее Высший административный суд Украины своим решением от 22 декабря 2010 г. оставил в силе решение Харьковского апелляционного суда от 31 мая 2010 г., которым было закрыто производство по делу о законности ввоза компанией «Ливела» (Полтавская обл.) нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС. Согласно решению, суд отклонил кассационные жалобы Энергетической региональной таможни, Кременчугской объединённой государственной налоговой инспекции в Полтавской области, Государственной налоговой инспекции в г. Полтаве.
Решением Автозаводского районного суда Кременчуга от 19 января 2004 г. украино-польскому предприятию «Тайстра» и её дочерним предприятиям, в том числе «Ливеле», был разрешён ввоз в Украину товаров без уплаты налогов на основании закона «Об иностранных инвестициях» от 1992 г. Постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 17 февраля 2010 г. указанное решение суда по иску таможни и Налоговой было отменено. Постановлением Высшего административного суда Украины от 14 апреля 2010 г. постановление Харьковского апелляционного административного суда от 17 февраля 2010 г. отменено, а дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение. Постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 31 мая 2010 г. апелляционное производство по делу закрыто, поскольку Гостаможня и ГНАУ отказались от своих исковых требований.
«Ливела» ввозила нефтепродукты в Украину с июля по декабрь 2010 года.
Отметим, меморандум между Украиной и Международным валютным фондом от 16 июля 2010 г. содержит норму о пресечении страной сомнительных схем импорта.
Напомним, в начале декабря 2010 г. Президент Украины Виктор Янукович поручил Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) разобраться с безналоговым ввозом нефтепродуктов в Украину.
«Ещё одним фактором, повлиявшим на ценообразование, это — ввоз нефтепродуктов по льготному режиму. В пятницу (3 декабря с.г.) поступило поручение Президента, чтобы мы с этой ситуацией разобрались: каким образом со стороны предприятия „Ливела“ ввозились эти нефтепродукты, каковы потери госбюджета и насколько эти льготы «помогли» рынку», — заявил Ю.Кравченко. При этом комитет в кратчайшие сроки изучит этот вопрос, заверил и.о. главы АМКУ Ю.Кравченко. При этом заместитель председателя Полтавской областной государственной администрации Борис Галушко в интервью РБК-Украина ранее заявлял, что присутствие «Ливелы» в Полтавской обл. негативно сказывается на работе местных предприятий.
Со своей стороны председатель временной следственной комиссии Верховной Рады (ВР) Украины по вопросам расследования обстоятельств и последствий деятельности на украинском рынке нефтепродуктов компании «Ливела» и других связанных с ней юридических лиц комиссии, народный депутат от НУ-НС Роман Зварыч 1 июня заявил, что в течение 5,5 лет компания фактически не платила налоги.
«В 2006 г. она заплатила 0 грн., в 2007 — чуть больше — 4 грн., в 2008 — 12,10 грн., в 2009 налоговая вернула «Ливеле» около 12 грн., а в 2010 г. компания „Ливела“ заплатила 20 тыс. 741 грн.», — отметил он.
«Ливела» является дочерней компанией украинско-польского предприятия с иностранными инвестициями «Тайстра». Согласно закону «Об иностранных инвестициях», принятом ещё в 1992 году, предприятия с иностранными инвестициями имели гарантии государства на применение к ним законодательства, действовавшего на момент осуществления инвестиций. В 1992 году в Украине не было законов «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизном сборе», поэтому практически 100% нефтепродуктов, ввезённых в страну до 2003 года, не облагалось налогами. Украинские НПЗ в этот период не могли конкурировать с импортёрами, а общие потери бюджета с 1999 по 2003 год, по данным Минтопэнерго, превысили 3,5 млрд долл. США.
В 2003 г. закон утратил силу, и предприятия с иностранными инвестициями прекратили беспошлинный и безакцизный ввоз товаров в Украину. Но в 2004 г. гражданин Польши Войцех-Януш Беднаж — владелец предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) «Тайстра», который инвестировал в него лишь 400 долл. США, обратился в Автозаводской суд Кременчуга с требованием восстановить действие льгот для его компании.
19 января 2004 г. решением Автозаводского райсуда Кременчуга «Ливелы» был разрешён ввоз в Украину товаров без уплаты налогов на основании закона «Об иностранных инвестициях» от 1992 г.
Как раньше сообщил директор консалтинговой компании «А-95» (Киев), 95 Сергей Куюн, фактическим владельцем «Тайстры» и подконтрольной ей «Ливелы» является нардеп от Партии регионов Владимир Зубик. Сам Зубик опроверг эту информацию.
По данным «А-95», на начало 2011 г. доля безналогового импорта «Ливелой» превысила 50% общего объёма импортного топлива.
Что Вы думаете об этом? Напишите первым!