Как уже сообщал AUTO-Consulting, Министерство экономразвития и торговли, возглавляемое Петром Порошенко, сделало выводы по итогам спецрасследования, инициированного в 2011 году ассоциацией «Укравтопром». МЭРТ очевидно будет рекомендовать Межведомственной Комиссии по Международной Торговле принять следующие меры: ввести сроком на три года специальную пошлину на автомобили с объёмом двигателя 1-1,5 л – в размере 6,46%, а на автомобили с двигателями 1,5-2,2 л – 15,1%.
Как стало известно AUTO-Consulting, вероятность, что спецпошлины будут введены сейчас очень высока. Напомним, что в 2011 году ассоциация «Укравтопром» инициировала данное расследование, мотивируя его ущербом со стороны иномарок нанесённым интересам украинских автопроизводителей в период 2008-2010 гг. Формально ассоциация выступала от имени «КрАСЗ», «ЗАЗ» и «Єврокар» (завод «Богдан» затем приобщился к расследованию). Главный аргумент – падение объёмов производства на украинских автозаводах на 78,9%, с вытекающими отсюда последствиями по сокращению загрузки, прибыли и т.п. На этом фоне заявитель утверждал о росте доли импортных автомобилей на украинском рынке и обвинил их в плачевном состоянии украинского автопрома.Специальное расследование в 2011 году проводилось в вялотекущем режиме, стороны время от времени обменивались аргументами, а заседания Комиссии часто переносились. Но в феврале 2012 года о спецрасследовании опять вспомнили и оказалось, что совсем не зря. У сторон появились новые аргументы, а главное — начали качаться чаши весов под силой новых идей.
Импульс ему был дан в тот день, когда Президент Украины в рамках визита в Запорожскую область посетил ЗАЗ, где дал старт полномасштабному производству нового автомобиля ЗАЗ Vida. Кроме того, в своей речи на заводе Виктор Янукович отметил:
«Бренд ЗАЗ — это национальный бренд, народная ценность. Мы вместе должны работать над его сохранением и развитием украинского автомобилестроения в целом. Ориентация предприятия на удовлетворение наиболее массового спроса населения в качественной и недорогой автомобильной технике заслуживают внимания и поддержки государства. Учитывая тот факт, что развитие отечественного автомобилестроения является залогом развития многих других отраслей, наше государство заинтересовано в увеличении объёмов производства отечественных автомобилей, а также украинской составляющей в каждом авто, над развитием экспорта. Такой подход по принципу „производи в Украине, а не импортируй“ полностью соответствует видению путей выхода страны из кризиса, изложенные в Программе экономических реформ на 2010-2014 годы и утверждены Правительством в Государственной программе развития внутреннего производства».
Кроме того, обсуждая с Президентом своё будущее назначение главой Минэкономики, Пётр Порошенко представил план реформ, состоящий из 12 пунктов, среди которых есть и такой:
«Третий блок — «Эффективное использование ресурсов» — направлен на «обеспечение конкурентоспособности» и «выравнивание макроэкономических дисбалансов».
Добиться этого, по мнению Порошенко, можно, в частности, с помощью «действенной поддержки экспорта путём введения системы экспортного кредитования, страхования рисков, политической поддержки украинских производителей на внешних рынках».
Также этого можно добиться с помощью «защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей».
Надо понимать, что Президент одобрил план реформ Петра Порошенко и дал ему карт-бланш по реформированию.
Единственный момент, который сейчас не даёт полных оснований огласить о введении спецпошлин — это реакция заинтересованных стран, притом в первую очередь России. Ведь, спецрасследование поставит барьер и на импорте автомобилей из России, хотя российские автомобили до сих пор облагались нулевой пошлиной (не считая небольшого промежутка в начале 2000-х, когда также на часть российских автомобилей вводили спецпошлины). В эпоху «сырных» и прочих войн с Россией, такой шаг Украины может быть воспринят как недружественный и последуют адекватные действия в отношении украинских автомобилей, которые могут под любым предлогом выбросить с российского рынка. Тогда отечественные автозаводы ожидает ещё одно падение объёмов производства, так как на экспорте в РФ держится сейчас большая половина загрузки ЗАЗа и Богдана.
Тем не менее, по данным AUTO-Consulting, введение спецпошлин уже фактически санкционировано в верхах, даже не смотря на возможные противостояния.
6 комментарів