Россия по-прежнему не намерена отменять утилизационный сбор на импорт украинских автомобилей. Как сообщили газете «Ведомости» в Минпромторге России, возможность того, что для украинских автомобилей будет сделано исключение по уплате утилизационного сбора, сейчас не обсуждается.
Между тем, накануне первый вице-премьер Украины Валерий Хорошковский выступил за взаимную отмену утилизационного сбора на импорт автомобилей Украиной и Россией, что, по его словам, было бы наилучшим вариантом для обеих стран. В настоящее время Киев ведёт переговоры с российским правительством по этому вопросу.Введение утилизационного сбора грозит России конфликтом не только с Украиной, но и с Всемирной торговой организаций (ВТО), которая уже раскритиковала сбор вместе с рядом других защитных мер. Впрочем, в российском правительстве заявляют, что возможное разбирательство затянется на несколько лет и властям удастся обеспечить иностранным автоконцернам льготные условия работы в России до 2018 года, когда у них истекают соглашения о «промсборке».
По словам юристов, любой член ВТО вправе обратиться в суд организации, если считает, что против него установлены торговые барьеры. При этом Россия тоже вправе подать жалобу на введённый Украиной механизм, ведь он направлен против отдельной страны.
Напомним, в России утилизационный сбор для импортёров машин действует с 1 сентября: для легковых автомобилей базовая ставка – 20 тысяч рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч рублей (есть понижающие и повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и технических параметров машины). Работающие в России производители вместо уплаты сбора должны гарантировать утилизацию автомобиля за свой счёт.
Исключений для украинских производителей, на что рассчитывал Киев (в Россию поставляют машины, например, «Укравто», «Богдан», «АвтоКрАЗ», ЛАЗ), не было сделано, и в ответ Украина ввела свой аналог утилизационного сбора. Любые импортёры российских автомобилей (и компании, и граждане) обязаны обеспечить их утилизацию. Сделать они могут это сами или в специализированной организации по расценкам, определённым правительством: к примеру, для новых легковых автомобилей с объёмом двигателя до 1000 см3 – 4730 гривен, до 2000 см3 – 7370 гривен, до 3000 см3 – 14080 гривен.