
«Есть ещё некоторые экономические вопросы, целый ряд точек, установленных Советом министров ЕС. Это касается бизнес-климата, платы за утилизацию автомобилей, а также проведение тендеров по возобновляемым источникам энергии», — сказал еврокомиссар в интервью украинскому «5 каналу».
Закон о взимании нового сбора на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств вступил в силу 1 сентября 2013 года. Сборы распространились на всех импортёров автомобильной техники — от официальных импортёров до физических лиц. Закон позволяет украинским производителям, имеющим полный цикл производства, включающий сварку и окраску, и заводы, осуществляющие промышленную сборку автомобилей, не платить сбор. К таким относятся ЗАЗ (Запорожский автозавод), «Богдан», «Еврокар» и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ).
Ставки, предусмотренные законодательством, для рядового украинца получились поистине драконовскими: для легковых автомобилей базовая ставка — 5,5 тыс. гривен ($670), для грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники — 38 тыс. гривен ($4640).
Для новых легковушек дополнительный коэффициент составляет 86-550% от базовой ставки: всё зависит от возраста автомобиля и объёма его двигателя. Наибольшими получились коэффициенты для относительно свежих (3-летних) подержанных автомобилей: так украинские власти собирались заставить своих граждан покупать автомобили местного производства, а не подержанные иномарки.
Когда закон принимали, на Украине говорили, что это делается в пику России: та защищает внутренний рынок аналогичными заградительными пошлинами, а импорт автомобилей из Украины в Россию и наоборот довольно внушителен.
Россия, в отличие от соседей, интегрироваться в европейское экономическое пространство не собирается, а вот Украине придётся, видимо, отказаться от нового сбора, который раздражает Европу и препятствует экспорту её автомобилей на довольно крупный восточно-европейский рынок.
В Киеве все сигналы из Брюсселя воспринимают необычайно оперативно. В Верховную Раду уже внесли законопроект об отмене утилизационного сбора — не прошло и месяца с тех пор, как его стали взимать.
С инициативой выступили депутаты от партии «Свобода» — националисты, активно выступающие за скорейшее вхождение Украины в европейское геополитическое и экономическое пространство. Украинские эксперты говорят, что инициативу, скорее всего, поддержат: в вопросах принятия евроинтеграционных законопроектов у власти и оппозиции нет совершенно никаких разногласий.
Более того, нардеп Виктор Янукович, сын действующего президента страны, недавно раскритиковал ввод пошлины. По его мнению, подобные ограничения не спасают, а лишь топят украинский автопром. «Систему кнута без пряников нужно срочно ломать», — подчеркнул депутат.
Но это ещё не всё. В апреле 2013 года Украина ввела ещё один вид специальных защитных пошлин на импорт автомобилей в страну.
«Мы просим решить вопрос по этим мерам, поскольку (у Украины) не было причин вводить их против Европейского Союза, (с его стороны) не наблюдалось никакого роста импорта», — подчеркнул де Гухт. Очевидно, придётся стране менять законодательство и по этой части, причём «на всё про всё» у украинских депутатов чуть больше месяца: саммит «Восточного партнёрства» ЕС будет проводить в Вильнюсе в конце ноября.
Украинский электорат, в отличие от владельцев крупных автозаводов, встречает европейские инициативы с ликованием. Так, гендиректор VAB Лизинг Людмила Золотарева считает, что принятый 1 сентября закон об утилизационном сборе сильнее всего ударил по покупателям бюджетных автомобилей, которых на Украине большинство.
В августе 2013 года, в преддверии введения утилизационного сбора, объём импортированных на Украину автомобилей, по данным Министерства доходов и сборов Украины, составил 47 тыс. автомобилей. Рост рынка в сравнении с аналогичным периодом 2012 года составил 77%.
А вот уже в сентябре рынок показал беспрецедентное падение. По данным AUTO-Consulting, продажи новых легковых машин в сентябре 2013-го уменьшились в несколько раз в сравнении с августом и составили 13 тыс. Почти весь прошлый месяц рынок работал на складских запасах автомобилей, ввезённых до 1 сентября.
В случае отмены утилизационного сбора украинскому автопрому придётся крайне нелегко. Россия не только не будет отказываться от ранее принятых мер по ограничению импорта, но и со следующего года планирует ввести запрет на поставку для государственных и муниципальных нужд легковых и грузовых машин и автобусов, произведённых в странах, не входящих в Таможенный союз. Проект соответствующего постановления правительства РФ подготовлен Минпромторгом. А ведь именно Россия была главным иностранным покупателем украинских машин и троллейбусов.
Утилизационный сбор, несмотря на критику рядовых украинцев, всё же дал положительный эффект для автопрома.
Согласно официальным данным, в августе 2013 года было произведено легковых автомобилей на 15,2% больше, чем в июле текущего года. Экономист Александр Охрименко подчёркивает: меры сработали, ведь в целом за январь-август 2013 года (то есть включая период, когда новые пошлины ещё не действовали) на Украине было произведено легковых автомобилей на 49,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Но если Украина не будет отменять утилизационный сбор, под угрозой окажется подписание вильнюсских соглашений. А этого украинская власть, рекламирующая евроинтеграцию как своё главное достижение за время монополизации власти, допустить никак не может.
Максим Швейц
2 комментаря




