
Эксперты отмечают, что утверждённый акт будет способствовать разграничению ответственности между центральными и местными органами власти за состояние автомобильных дорог. Кроме этого, местные подразделения «Укравтодора» будут реорганизованы и переподчинены местной власти. Это предусмотрено Концепцией развития дорожной отрасли Украины на 2013–2018 годы, принятой Кабинетом Министров 3 сентября 2013 года.
«Концепция была создана на основании анализа реального положения дел и с учётом лучших мировых практик», — так охарактеризовал этот документ Вице-премьер-министр Александр Вилкул.
В частности, Концепция предусматривает разделение функций проектирования, строительства и оценки качества дорог, которые раньше были собраны в одном ведомстве — «Укравтодоре». Для этого АО «ГАК Автомобильные дороги Украины» планируют реорганизовать. А на его основе создадут сеть региональных компаний, которые будут управляться местными властями. В то же время, контроль над качеством выполнения работ будет вестись через «Укртрансинспекцию». Планирование остаётся у Министерства инфраструктуры Украины, которое в диалоге с местными властями должно обеспечить эффективное управление дорожным хозяйством с учётом потребностей регионов.
Разработанная Правительством Концепция предусматривает не только внедрение современных технологий строительства дорог, создание эффективной системы управления отраслью, но и привлечение инвестиций на основе государственно-частного партнёрства.
Государственная программа развития автодорог общего пользования на 2013–2018 годы предусматривает выделение на модернизацию украинских автодорог 214,034 млрд. грн. В частности, отмечается, что средства госбюджета составят 133,582 млрд. грн., других источников — 80,452 млрд. грн., в том числе средства международных финансовых организаций — 18,092 млрд. грн., кредитные средства — 42,360 млрд. грн., и средства инвесторов — 20 млрд. грн.
Эксперты напоминают, что реализация Программы позволит также придать новый импульс развития смежным отраслям. В частности, для проведения строительных работ на автодорогах общего пользования необходимы следующие основные материально-технические ресурсы: 4,639 млн. тонн битума; 1,907 млн. тонн железобетона; 126,407 млн. м3 щебня; 74,781 млн. тонн асфальтобетона; 1,95 млн. тонн цемента; 430,729 млн. литров бензина; 2,494 млрд. литров дизтоплива и 1,304 млрд. кВт-ч электроэнергии.
Как считают эксперты, сеть автомобильных дорог хорошего качества может увеличить ВВП Украины на 5%.
Информационно-аналитический бюлетень КМУ




