Украина имеет один из самых высоких рейтингов по коэффициенту транзита среди стран Европы. Отечественная транспортная система позволяет перевезти более 1,5 млрд. тонн грузов ежегодно. Однако имеющийся потенциал, по оценкам экспертов, используется всего лишь на 70%, а на транспорте общего пользования — на 50%.
Эксперты отмечают, что эффективная транспортная политика необходима для социально-экономического развития Украины. С этой целью Правительством были определены главные векторы развития транспортной инфраструктуры. В частности, дальнейшее развитие транспортного хозяйства может принести более 5% ВВП Укра-ины, заявил Вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул.Приоритетной задачей реформирования транспортного кластера Украины в 2014 году является создание независимой комиссии регулирования транспорта и правого поля, утверждают эксперты. Среди других приоритетов следующего года также выделяют необходимость создания акционерного общества на базе «Укрзализныци» и проведение концессионных конкурсов по автодорогам.
Статистика подтверждает, что «Укрзализныця» давно не справляется с дотированием пассажирских перевозок, поэтому крайне актуальным является переход от перекрёстного субсидирования к установлению экономически обоснованных тарифов. Для этого в 2014 году Правительство планирует разработать и внедрить новый закон о железнодорожном транспорте.
Среди приоритетных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте на 2014 год актуальными остаются планы развития скоростного железнодорожного движения в Украине, активизация закупки новых электровозов, создание совместного предприятия с чешской компанией Skoda, а также строительство двухпутного Бескидского туннеля в Карпатах.
В планах развития инфраструктуры автомобильных дорог уже предусмотрено, что в ближайшие месяцы будет завершена передача 119 тыс. км дорог местного значения региональным властям, тогда как за Укравтодором всё же останется 51 тыс. км дорог государственного значения.
Большие надежды в 2014 году эксперты возлагают на внедрение принципов государственно-частного партнёрства, в том числе посредством проведения концессионных конкурсов и заключения долгосрочных договоров на содержание автодорог. Среди ключевых инфраструктурных проектов в этой сфере стоит выделить строительство автодороги Е40 от г. Львова до границы с Польшей, строительство объездных магистралей в городах Киев, Днепропетровск и Донецк, а также сооружение мостов через р. Днепр в городах Запорожье и Кременчуг и через р. Южный Буг — в г. Николаеве.
Таким образом, Правительство планирует серьезным образом изменить подход к развитию транспортной инфраструктуры страны, привлекая всё больше инвестиций и частный капитал в развитие отрасли, что может положительно отразиться на объёмах прибыли в госбюджете от транзита грузов по территории Украины в ближайшей перспективе, заключают эксперты.
Информационно-аналитический бюллетень КМУ