Стоимость бензина, как и курс гривны, весной не уставала бить всё новые «рекорды». В мае цены стабилизировались, но это может быть лишь затишьем перед грядущей бурей. Национальная валюта за первые 5 месяцев девальвировала (обесценилась) на 50%, и её крутое пике стало катализатором волны подорожания, накрывшего почти все секторы экономики.
Как раз отечественные автолюбители одними из первых ощутили, что жить в стране стало дороже, ведь падение гривны моментально отразилось на цене топлива. Литр бензина А-92 ещё в начале года стоил в среднем около 10 грн., а уже к средине июня отпускался по 15 грн. Достигла ли цена горючего своего «потолка», или относительное затишье на бензиновом рынке, наблюдавшееся к концу весны, — всего лишь предвестник ещё большей бури? Импорт нам строить и жить помогает
Не секрет, что бензин для Украины — товар импортный. За первые пять месяцев этого года в страну было завезено 810 тыс. тонн бензина, что, к слову, на 13% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Правда, то, что объёмы импорта упали, к сожалению, никак не связано с тем, что активизировались отечественные НПЗ. Наоборот, производство бензина в Украине упало на 40%, пишет «Сегодня».
Из шести предприятий, владеющих мощностями для производства этого вида топлива, в 2014 году фактически бензин делали только Кременчугский НПЗ (подконтрольный группе «Приват», владелец – Игорь Коломойский), и Одесский НПЗ (ранее входил в структуры Сергея Курченко, формально передан российскому банку ВТБ за долги). За первые пять месяцев этого года на двух заводах суммарно было произведено 257 тыс. тонн бензина, из которых 85% — в Кременчуге.
Почти 40% бензина на украинский рынок импортируется из Беларуси. С начала года отечественные компании завезли его около 420 тыс. тонн. Другими крупными поставщиками являются Литва (около 8%) и Румыния (6%). Доля российских поставок в бензиновом сегменте была и остаётся незначительной и с начала года составила порядка 3%.
В целом рынок высокооктана в Украине в 2014 году на фоне снижения объёмов импортных поставок и отечественного производства сократился на 20%. Если говорить проще, бензин в Украине мало того, что подорожал, так его ещё и стало меньше на рынке. И причина тут не только в курсе гривны.
Замкнутый круг
Вполне естественной реакцией населения на подорожание любого вида ресурса является сокращение его потребления, как минимум в краткосрочной перспективе. Курс доллара подрос, топливо подорожало, а зарплаты то остались теми же. Да ещё и нестабильность в восточных регионах, где сконцентрировано большое количество промышленных потребителей ресурса. Прибавить сюда ещё 4% рынка бензина, которые по экспертным оценкам Украина потеряла из-за аннексии Крыма – вот и получается сокращение этого сегмента на 20%.
От подорожания топлива мало кто выиграл. Для населения оно вылилось в подорожание продуктов, для доставки которых используют автомобили. Не в выигрышной ситуации оказались и сами розничные сети АЗС. Ведь ресурс приходится закупать в других странах за доллары, а продавать на внутреннем рынке – за гривны.
«Как можно наживаться на чём-то, когда экономика „лежит“?, – говорит президент ассоциации „Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины“ Леонид Косянчук. – Сейчас получается замкнутый круг: потребление упало, объёмы продаж упали, увеличились удельно-постоянные расходы (постоянные расходы, такие, как оплата труда, аренда, налоговые обязательства, и др., рассчитанные на единицу отпускаемой продукции). Любая планируемая заправщиками прибыль в такой ситуации „съедается“. Некоторые, особенно мелкие сети, не выдерживают и закрываются, другие – выставляются на продажу. Сейчас операторы каждый день следят за сводками рынка и постоянно корректируют свою стратегию, чтобы хоть как-то остаться „на плаву“. Речь уже не идёт о каком-либо развитии бизнеса».
По словам эксперта, формировать запасы горючего на складах за счёт собственных и привлечённых средств, как это делалось раньше, сейчас позволить себе могут лишь немногие розничные операторы. О привлечении кредитов и вовсе речи не идёт.
Скупой платит дважды
Правда, как показывает практика, выгоду можно вынести из любой ситуации. И бензиновый кризис не стал исключением. Хотя за первые 4 месяца года потребление бензина на рынке сократилось на 6%, а продажи нефтепродуктов упали на 10-15%, о том, что украинцы массово отказываются от автомобилей, говорить не приходится.
Автолюбители, не желающие оставлять своих «железных коней» и не имеющие средств для заправки их качественным горючим по высоким ценам, обращают свой взор на более дешёвую, но и более сомнительную во всех отношениях альтернативу – «бодяженный» бензин. По своей сути – это этилированное топливо, куда с целью повышения октанового числа добавляют тетраэтилсвинец, ядовитое органическое соединение, которое в 8 раз токсичнее свинца, использующегося в металлургии. Автомобиль, заправленный этилированным бензином, каждые 100 метров своего пути выбрасывает в атмосферу по 3-4 г ядовитого свинца.
О масштабах проблемы лучше расскажут цифры: в Украине около 7000 АЗС. Из них «небодяженным» бензином торгуют в лучшем случае половина.
«По нашим оценкам, в год на рынок выходит около 1 млн тон „бодяжного“ бензина — как кустарного производства, так и альтернативных топлив, производимых с добавлением спиртов. Это порядка 25% рынка бензина. К сожалению, ситуация здесь остаётся без изменений, контроля за качеством на АЗС нет уже более 5 лет», — рассказывает Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».
Эксперт советует автомобилистам быть бдительными, не пытаться сэкономить на низкой цене, так как она как раз и является первым признаком некачественного бензина. Ведь, в конечном итоге, даже если закрыть глаза на экологические аспекты, любой ремонт топливной системы после использования низкокачественного топлива обойдётся дороже, чем «сэкономленные» таким образом средства.
Туманное будущее светлых нефтепродуктов
Раньше эксперты прогнозировали, что цена бензина может снизиться после получения кредита от МВФ, или после президентских выборов. Все ждали «отката» курса до 10,5 грн/доллар, как анонсировало правительство. Но эти ожидания пока не оправдались. Сейчас же прогнозировать, какой будет цена бензина хотя бы через месяц, не берётся никто. Слишком уж многофакторная модель выходит, и много чего может повлиять на динамику цен на АЗС страны. Взять хотя бы нестабильность в Ираке, основу экономики которого составляет экспорт нефти. Казалось бы, каким образом события в этой кажущейся далёкой стране влияют на то, сколько будет стоить бензин на АЗС на трассе Киев-Чоп? А влияют они самым прямым образом.
«Цены на топливо зависят от двух факторов: курса валют и мировых цен на нефть, — объясняет Сергей Куюн. — Нынешний уровень цен отвечает курсу 11,25 грн. за доллар, поэтому снижение возможно лишь при условии охлаждения курса ниже данной отметки. Если курс более-менее стабилизировался, то цены на нефть сейчас идут вверх. Сегодня они выросли до почти 113 долл./барр., хотя последние месяцы не превышали 110 долл. за барр. Если такая динамика продержится, и баррель будет стоить 113 долларов и больше, то для отечественных трейдеров это будет означать уменьшение маржи, и через 2-3 недели можно будет ожидать очередного подорожания бензина».
В самом оптимистичном сценарии бензин к средине лета может подешеветь на гривну, но это лишь в том случае, если мировые цены на нефть стабилизируются, а курс гривны «откатится» до показателя 10,5 грн/$. Последнее же возможно также при целом ряде условий, среди которых одно из основных – стабилизация на востоке страны. Ещё одно «но» — позиция самих заправщиков, которые, по словам Леонида Косянчука, могут поднять свою маржу с 6% до 8% или даже выше. В этом случае топливо, по подсчётам эксперта, может подорожать на 30 копеек. Получается, что для реализации оптимистичного сценария, в котором бензин на рынке всё же дешевеет, необходимо слишком много благоприятных стечений обстоятельств. К сожалению, куда больше пока предпосылок для его подорожания.