По поручению Правительства до 7 августа областные государственные администрации должны предоставить предложения о создании, ликвидации и реорганизации районных государственных администраций, их структурных подразделений, численности работников, а также расчёты на их содержание.
Об этом, обращаясь к представителям ОГА, сообщил замминистра развития общин и территорий Вячеслав Негода во время онлайн-совещания по вопросам территориальной организации власти. Он напомнил, что это необходимо сделать в связи с решением Верховной Рады о формировании новых районов в Украине.«Ожидаем, что осенью Верховная Рада примет Проект Закона № 3651, который даст Правительству возможность принять решение о реорганизации районных администраций. Кроме того, планируем в сентябре внести в парламент законопроект о местных государственных администрациях, который упорядочит и разграничит функции областных и районных госадминистраций. Следовательно уже сейчас совместно с ОГА должны подготовить все пакетные решения, которые будут нужны для выполнения упомянутых законов», — сказал Вячеслав Негода.
Он также отметил, что в этом году реформа территориальной организации власти будет происходить в рамках действующей Конституции, поэтому больших изменений в статусе и полномочиях местных государственных администраций пока не будет.
«Изменения в Конституцию, проект которых сейчас финализируют, скорее всего могут быть приняты в феврале следующего года. Только после этого мы сможем говорить об изменении статуса местных государственных администраций. Пока же мы должны действовать в существующем правовом поле — менять структуру, управлять и разграничивать некоторые функции местных государственных администраций, но не изменять основные полномочия ОГА и РГА, прописанные в Конституции», — пояснил заместитель министра.
Поэтому, РГА и в дальнейшем будут выполнять делегированные полномочия районных советов, если те будут созданы в новых районах.
«Будут ли районные советы, зависит от решения ЦИК. И уже через несколько дней мы узнаем, назначит ли Комиссия первые выборы районных советов в новом районном делении. Если это произойдёт, ориентируемся, что реорганизовать РГА надо до декабря текущего года. Потому что новоизбранные в конце октября районные советы в новых районах в ноябре проведут первые сессии, а уже в декабре нужно будет утверждать районные бюджеты, решать другие вопросы. Следовательно, к тому моменту должны быть созданы районные государственные администрации», — пояснил Вячеслав Негода.
Если не будут объявлены выборы в райсоветы новых районов, тогда эти сроки, по словам замминистра, не такие критичные.
«Но и затягивать с реорганизацией РГА не нужно, потому что неопределённость демотивирует работников администраций и точно не помогает создать эффективную власть на местах», — считает замминистра.
Также Вячеслав Негода озвучил представителям ОГА два предложения, которые стоит учитывать, когда будут готовиться проекты расходов государственного бюджета следующего года на районные государственные администрации.
«Первое предложение — на время сохранить в отдельных райцентрах старых районов, там, где необходимо, территориальное подразделение РГА нового района. Лично моя позиция — это необходимо сделать, чтобы резкими изменениями не навредить, в первую очередь гражданам, которые потребуют определенных особых социальных услуг, которые будут предоставлять РГА. Второе предложение — сохранить центры предоставления административных услуг в тех райгосадминистрациях, где в райцентрах общины пока не имеют собственных ЦПАУ, чтобы у людей не возникли проблемы с получением админуслуг. А основная задача — за 2020–2021 годы обеспечить организацию ЦПАУ в каждой из 1 470 общин», — сказал Вячеслав Негода.
Он также добавил, что предлагается разделить функции РГА новых районов на три основных блока:
- Координационный — координация деятельности всех территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти, работающих на территории района. Предполагается, что роль районных государственных администраций в развитии территорий усилится, потому что полномочия территориальных подразделений ЦОИВ со следующего года будут распространяться на территорию, которая будет совпадать с территорией района.
- Обеспечение законности. РГА будут помогать, особенно новообразованным общинам, на стадии формирования их органов, регистрации, ресурсного обеспечения, а также предоставлять консультации, чтобы ОМС не допускали ошибок, не нарушать сознательно или бессознательно законодательство при принятии решений.
- Выполнение делегированных полномочий районных советов.
«Пока мы берём за базовый вариант образования районных советов в новых районах и наделения их конкретными, хотя и значительно меньшими, чем до этого функциями, с предложениями по которым можно ознакомиться в законопроекте (на портале децентрализация)», — отметил замминистра.
И ещё один отдельный блок РГА — секретариат (аппарат), который должен обеспечивать функционирование РГА.
Относительно структуры каждой РГА в новых районах, то предполагается, что она должна быть типичной, а вот численность работников — разной. Это будет зависеть от нагрузки на администрацию — от количества жителей, количества общин района, ситуации безопасности и т. п.
«Совместно мы должны сделать так, чтобы район стал не декоративным, не просто формальным, а действенным уровнем организации власти на местах, который выполняет большое количество конкретных задач, возложенных на исполнительную власть, где работают высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, способные принимать решения, применять современные подходы для развития территорий, оказывать качественные услуги бизнесу и общинам», — резюмировал Вячеслав Негода.
По материалам сайта децентрализации власти