Как и прогнозировали в начале лета эксперты, в августе в Украине опять стремительно стал дорожать бензин. Впрочем, цены на него, как и падение курса гривны по отношению к иностранным валютам, — темы, которые не сходят со страниц СМИ уже несколько лет кряду. И похоже, в ближайшее время журналистам будет о чём писать. За неделю в стране, по данным компании UPECO, более всего подорожали бензин марки А-95 и дизельное топливо: цены на них достигли 7,5 грн./л и 6,15 грн./л, подорожав соответственно на 5,6% и на 6,8% на литре.
Бензин марки А-92 вырос в цене в среднем на 5,5%, и продавали его на украинских АЗС по 7,1 грн./л, средние розничные цены на А-80 за этот период тоже выросли на 5,7% — до 6,66 грн./л, разве только газовое топливо (смесь пропан-бутан техническая, СПБТ) снизилось в цене на 1 коп. — до 3,73 грн/л.Самый дорогой полуостров
В Крыму традиционно стоимость машинного топлива оказалась самой высокой в стране (а когда, собственно говоря, было иначе?). Бензин марки А-80 продавали на полуострове максимум по 7,25 грн./л, А-92 по 7,65 грн./л, А-95 в розницу стоил 7,95 грн./л, А-98 — 8,6 грн./л, а дизтопливо — 6,65 грн./л. Правда, данные Государственной инспекции по контролю за ценами в Крыму отличаются на несколько копеек в сторону уменьшения, но они едва ли способны сделать погоду.
Причины роста цен тоже неоригинальны: за то, что импортный бензин растёт в цене вместе с курсом доллара, спасибо нужно сказать дешевеющей гривне. Впрочем, не только ей. Как считают эксперты «Консалтинговой группы А-95», по состоянию на начало августа в Украине образовался комплекс факторов, которые привели к ощутимому росту оптовых цен, тем самым создав серьёзные предпосылки для повышения их и в розничной сети. Один из них — рост цен на топливо на мировом рынке: с 13 июля по 5 августа нефть марки «брент» подорожала на 25%, высокооктановый бензин на 22,5%, российское дизтопливо на 26%. Причём ожидать снижения цен на нефть за счёт увеличения добычи пока не приходится, потому что Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК) не планирует рассматривать повышение квот на добычу. А на фоне дорожающей нефти и усиления курса доллара поставки импортных нефтепродуктов в Украину стали рискованными и неконкурентоспособными, потому что отечественные нефтеперерабатывающие заводы реализуют свой бензин за гривны. Хотя его всё равно недостаточно, чтобы насытить спрос: с начала года украинские НПЗ сократили производство автомобильного топлива на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 1847,3 тыс. т., а производство дизтоплива на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 1864,0 тыс. т. «В нынешних условиях украинские НПЗ физически не в силах обеспечить рынок топливом внутреннего производства, тем более что немалая часть этих скудных объёмов отвлечена сегодня на снабжение аграрного сектора», — говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. А значительный рост цен в оптовом сегменте предопределяет неизбежную синхронизацию с ним розницы.
От 8 гривен и выше
Стоит ли удивляться, что на ближайшую перспективу прогнозы экспертов опять неутешительны. Аналитик компании UPECO Александр Сиренко считает, что если продолжится рост мировых котировок нефти и курса доллара, то стоимость бензина марки А-95 на украинских заправках перешагнёт отметку 8 грн./литр. Хотя краткосрочные прогнозы делать достаточно трудно, учитывая отсутствие стабильности на валютном рынке.
«В середине июля — начале августа трейдеры обсуждали вопрос снижения розничных цен в Украине на 10—15 коп./л, однако в начале августа мировые котировки нефти достигли пика — $74,5 за баррель. Кроме того, начался рост курса доллара, что привело к росту цен на отечественных АЗС», — пояснил он. Потому что в конечные цены на бензин и дизтопливо операторы закладывают и риск, связанный с неопределённостью на рынке.
Аналогичного мнения придерживается и директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. «В связи с тенденциями на мировом рынке в ближайшее время импортные высокооктановые нефтепродукты будут дорожать. К концу месяца можно ожидать цену чуть выше 8 грн./л», — говорит он. Хотя есть вероятность того, что стремительного роста цен не случится, потому что его сдержат крупные сети, торгующие продуктами украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), цена которых примерно на 5% ниже, чем у зарубежных производителей. «Они стремятся увеличить свою долю на рынке за счёт увеличения объёма продаж и сегодня сдерживают цены, которые растут вследствие подорожания импорта», — объясняет он. Так что можно поблагодарить их за то, что темпы роста розничных цен на нефтепродукты существенно отстают от подорожания на границе Украины и в крупном опте. «Если бы цены в розницу росли пропорционально оптовым, А-95 „премиум“ сегодня стоил бы уже 8,2 грн./л», — сказал Сапегин.
Кстати, по информации компании «Консалтинговая группа А-95», с середины июля по первую декаду августа оптовые цены на А-95 в Украине выросли на 14,57%, в розницу они увеличились на 4,11%, для сравнения: в Европе А-95 подорожал на 22,5%. Аналогичная ситуация и с дизтопливом: в Украине оптовые цены выросли на 17,45%, розничные на 4,36%, в Европе отмечен рост 26%.
Равные условия?
Ещё одним фактором, способным повлиять на ситуацию на рынке, может стать инициатива власти, цель которой привязать цены на внутреннем рынке к мировым. Минэкономики подготовило проект постановления Кабмина, согласно которому стартовые цены на реализуемое сырьё на аукционах по продаже углеводородов (нефти, газового конденсата, природного и сжиженного газа) должны отличаться от текущих мировых котировок в пределах 5%, в противном случае предложения продавцов не будут даже рассматриваться аукционным комитетом. Теоретически эта инициатива способна создать равные условия для всех участников рынка нефтепродуктов, тогда как долгое время в Украине практиковали непрозрачные аукционы, на которых госдобытчик «Укрнафта» продавал добываемую им нефть по заниженным в 2,5 раза ценам структурам, связанным с группой «Приват». Перерабатывал это сырьё Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, а продукция реализовывалась избранными нефтетрейдерами через розничные сети. Такой дешёвый отечественный бензин сбивал цены остальных участников рынка.
Но полностью оздоровить конкуренцию едва ли получится, да, похоже, никто и не ставил такую цель. В результате участники рынка с горечью констатируют, что проект постановления носит половинчатый характер, поскольку чиновники оставили без изменений ряд ключевых пунктов регламента, на которых они настаивали. Да и новые дополнения к регламенту не устраняют препятствия, мешающие компаниям, не аффинированным с группой «Приват», участвовать в торгах на равных. То есть новый порядок проведения аукционов оставляет множество возможностей для устоявшейся реализации украинской нефти только находящемуся в украинской собственности Кременчугскому нефтеперерабатывающему заводу. И даже начало продаж «Укрнафтой» сырья по рыночной цене, которое прямо прописано в тексте проекта, вызывает определённые сомнения. Так что конкуренция на рынке может стать чуточку цивилизованнее, но не более того. Впрочем, это как раз тот случай, когда недобросовестная конкуренция оказалась на руку не только коммерсантам, но и автомобилистам.
3 комментаря